Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
362 CTBie этого от. за^ха-лъ въ амбаръ и обвергЬлч, руку м'Ьхомъ куницы; поЬхалъ онъ съ своей слепой сестрой, а лы;ки привязалъ къ санямъ. По дорог'Ь застала его мятель и онъ потерялъ одну лыжу. Къ тому-же олени, испугавшись бури, не пошли дальше. Опъ остановился и сд'Ьлалъ для сестры куваксу и поскор'Ьй приготовилъ лыжу; самъ-же пошелъ дальше, ведя за собой оленей, и местами 'Ьхалъ, местами шелъ и'Ьшкомъ. Т'Ьмъ време- немъ шведы успели уже дойти да Печенгскаго монастыря, напали на него, монаховъ убили, а монастырь зажгли. ПргЬхалъ лопарь къ монастырю, увидалъ, что онъ весь го- ритъ. Изъ огня вылет'Ьло три лебедя. Шведы постояли у монастыря и пошли въ Мотку раззорять ее; дороги не знали, почему схватили одного печенгскаго лопаря. Онъ и по- велъ ихъ. Случилась мятель; лопарь и р'Ьптился загубить шведовъ: онъ устроилъ такъ, что вс'Ь они съ оленями упали въ пропасть. Почти н'Ьтъ погоста, въ которомъ не ходили бы разсказы о иашеств1яхч, чуди; но большинство ихъ все-таки группируются въ погостахч, лежащихъ ближе къ Швещи и Норвегш и, ч'Ьмъ дальше отъ этихъ погостовъ, Т'Ьмъ разсказовъ о нашеств1яхъ чуди меньше, хотя вероватя въ нее, какъ силу сверхъестественную распространено, повидимому, среди всЬхъ русскихъ лопарей. Большее число предатй о чуди, среди лопарей, живущихъ ближе къ Скандинавш объясняется т'Ьмъ, что этимъ лопарямъ пришлось испытать на себ'Ь и большее количество нашествий, какъ всл’Ьдств1е близости своей къ воинственпымъ сосЬ- дямъ, такъ и оттого, что пути сообщешя съ этими погостами бол'Ье удобны, ч'Ьмъ сч. остальными, лежащими либо далеко къ берегамъ Б^лаго моря, либо затерянныхъ среди лопарскихъ горъ и тундръ. Наибольшее количество разсказовъ относятся къ погостамч.: Пазр'Ьцкому, Печенгскому, Мотовскому, Нявдемскому и Нотозерскому. Передамч. известные мн’Ь предатя о чуди. 1) Давнымъ давно изъ Швещи, съ озера Энаре, чудь, подъ предводительствомъ одного атамана пошла по р'Ьк'Ь Пасъ; было чуди много; она шла раззорять Пазр'Ьций погостъ. Съ ними былъ проводникъ лопарь и при помощи его чудь благополучно прошла вс'Ь водопады. Осталось имъ перейти черезъ горы съ карбасами, чтобы обойти посл^дтИ уводопадъ—Кяунасъ, чтобы попасть въ ПазрЬций погостъ. Опасъ (проводникч.) услыхалъ шумъ водопада и сказалъ: „шумъ оттого, что соленая вода дерется сч. пр'Ьсною. Намъ бу детъ лучше про'Ьхать, если свяжемъ вм-ЬстЬ карбаса; а я привяжу свой карбасч, носл'Ьд- шй.“ Они послушались опаса, связали вн’Ьст'Ь вс-Ь лодки; опасъ привязалъ свой карбасч. посл’Ьднимъ. Когда вода помчала первый карбасч. Къ водопаду, лопарь отр-Ьзалъ веревку отъ своей лодки, паправилч. ее кч. берегу, самъ выскочилъ. Чудь вся вч. падун'Ь утонула и убилась. Т'Ьла чудиновч. выбросило на берегъ: ихъ тамъ и похоронили; лопари Паз- Р'Ьцкаго погоста наградили опаса, спасшаго ихъ отъ нашеств1я чуди. 2) Шла чудь, отъ озера Энаре, раззорять Пазр'Ьций погостч,. Былъ съ ними и опасъ-лопарь. Проходили мимо острова; опасъ и говоритъ: „зд'Ьсь вотч. островч., на немъ много морошки.“ Чудь и пошла на островч,, стала собирать морошку и 'Ьсть, а опасч. въ это время всЬ карбаса, на которыхъ чудь пргЬхыа и отвелъ отъ острова, и утопилч. ихч, около берега; припасы, которые были въ лодкахъ, себ'Ь взялъ. Л'Ьса на остров-Ь не было; чуди и 'Ьсть нечего было, и костерч, нельзя было разложить, ни плотовъ устроить.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz