Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
361 путаетъ русскихъ. кареловъ или итведовъ съ чудыо. Въ этомъ отношешй мы встречаемъ общеизвестный случай замены целой группы враждебныхъ племенъ однимъ какимъ-либо именемъ; подобно тому какъ среди крестьянъ среднихъ губернй Poccin слово „фран- цузъ" сгруппировало вокругъ себя все древшя предашя о битвахъ, а въ некоторыхъ ча стяхъ Малороссш слова „шведъ1, „литва“ , такъ и на севере Poccin либо къ чуди, либо „панкамъ“ , пр1урочиваются все древшя предашя, причемъ последнимъ приписываются и старинные курганы, и древше постройки, о нихъ-же разсказываются предашя, ииЪюпця отношете, то къ давно прошедшей борьбе Новгородцевъ съ туземнымъ населешемъ, то къ борьбе Петра I со Шведомъ. Повидимому, тоже следуетъ видеть и въ назваши „чудыо1 лопарями въ большинстве случаевъ своихъ враговъ. Несмотря, однако, на то, что втимъ именемъ лопари подчасъ означаютъ и шведовъ, и русскихъ, и кареловъ— не сле дуетъ думать, что этимъ именемъ заменяются лишь вышеназванный народности. Вероят но подъ этимъ именемъ следуетъ разуметь и кагая-нибудь друпя племена, съ которы ми лопарямъ приходилось бороться и, быть можетъ, техъ же племенъ, которыхъ на ши летописи разумеютъ подъ собирательпымъ именемъ Заволоцкой чуди. Прежде чемъ перейти къ передаче разсказовъ о чуди, остановлюсь на техъ разсказахъ, въ которыхъ сохранились крупный историчесия собьтя. Следуетъ заметить, что лопарямъ не приходилось выдерживать за перюдъ ихъ жизни, отъ котораго до насъ дошли извесйя, какой-нибудь борьбы определенной, трудной: они просто подвергались нашествпо неболыпихъ шаекъ враговъ, приходящихъ къ нимъ съ целью грабить; вследеттае этого все решительно сказашя лопарей о битвахъ и наше- сттаяхъ сводятся къ разсказамъ о грабеже произведенномъ въ томъ или другомъ погосте, такъ что все подобные разсказы локализированы. Но какъ и все, вообще, произведешя лопарскаго творчества, будь то сказки, будь торазсказы о бывшихъ въ действительности про- исшесттаяхъ—и они составляютъ достояше всехъ лопарей; вотъ почему разсказы объ огра- бленш.Мотки или Нотозера можно встретить на Пазреке или Ловозере. Несмотря, однако, па то, что большинство событй играло роль лишь для небольшой группы лопарей, были и собьтя, имевппе B.niHsie и на всехъ лопарей или, по крайней мере, на большинство ихъ. Къ такимъ следуетъ отнести раззореше Печенгскаго монастыря шведами въ 1590 г. и битву съ русскими при горе Кеппиваре въ 1318 году. Предаше о второмъ происшествй я передалъ улсе выше; имело-же оно такое сильное значеше для лопарей оттого, что это чуть пе единственный случай, когда лопари одержали победу въ битве, тогда какъ во всехъ остальныхъ случаяхъ они убегали отъ враговъ и лишь хитростью, или при по мощи своихъ героевъ-нойдовъ, освобождались отъ нихъ. Что-же касается до разрушешя Печенгскаго монастыря, то уже той ролью, которую онъ игралъ для лонарей, объясняется значеше его разрушешя. Разсказъ о разрушенш Печенгскаго монастыря записанъ о. Константиномъ Ще- колдинымъ среди Пазрецкихъ лоиарей, подобно и большинству разсказовъ о нашествш Чуди, которыя я привожу ншке. Для разрушешя Печенгскаго монастыря шведовъ шло много. Ихъ заметилъ на тундре около пазрецкихъ озеръ лопарь 1овъ. Онъ хотелъ объ этомъ дать весть скорей въ монастырь: поехалъ для этого на оленяхъ, но дорогой отморозилъ себе руку. Вслед- 4G
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz