Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

Онъ испугался и побежалъ домой ва ружьемъ, но шведъ догналъ его и убилъ. После, этого шведъ пошелъ въ землянку. Жена лопаря, увидавъ его, схватила ружье и хотела стрелять, но Сталло-сталъ закричалъ ей: „не стреляй: я принесъ вамъ обратно то- иоръ“ . Жонка поверила ему и когда онъ вогаелъ въ избу, спросила его: „виделъ ли ты мужа?“ „Нетъ не видалъ". После этого шведъ убилъ жонку, пошелъ въ кегоры, убвлъ и сына. Оленей всехъ взялъ себе и повелъ. Однако олени, отойдя несколько верстъ, дальше не пошли и онъ воротился въ кегоры- часть оленей онъ привязалъ, а самъ по­ шелъ въ тупу посмотреть, нетъ-ли денегъ. В ъ это время пр1ехали лоиари и увидали убитую жопку и заключили, что ее убилъ шведъ—Сталло-сталъ. Пришелъ шведъ, лопарь выстрелилъ въ него и убилъ его; онъ подошелъ къ убитому, схватилъ его за поясъ и шведъ вскочилъ и сказалъ: „стреляй другой разъ“ . „Нетъ меня не обманешь собака". Допарь сказалъ это и шведъ упалъ мертвымъ. Допарь похоронилъ и шведа и убитыхъ лопарей, после этого пошелъ въ кегоры и взялъ всЬхъ оленей съ собой. (Пазрека). Этотъ разсказъ следуетъ отнести къ переходной группе оттого, что онъ съ одной стороны касается веровашй лопарей въ Сталло-сталовъ, съ другой стороны— борьбу ваставляетъ происходить на земле, причемъ указывается точно и местожительство боровшагося лопаря. Можно было-бы этотъ разсказъ отнести и къ эиосу героическому, если бы лопарь, сражавшйся со Сталло-сталомъ, принадлежалъ къ числу народныхъ ге- роевъ и еслибъ самъ разсказъ былъ посвященъ не Сталломъ-сталу, а боровшемуся съ нимъ лопарю. О происхожденш такого рода разсказовъ мне придется сказать ниже. Перехожу теперь къ эпосу историческому и связанному съ нимъ очень тесно эпосу героическому. Произведения той и другой группы говорятъ о происшееттаяхъ, сильно по- разившихъ воображете лопарей, каковы-бы ни были сами nponcinecTBia. Все разсказы можно подразделить на две Группы: разсказы, говоряшДе о нашесттаяхъ чуждыхъ пле- менъ на лопарей и о борьбе последнихъ съ пришельцами, и разсказы о нойдахъ-колду- нахъ. По характеру разсказовъ ихъ можно разделить на тагае, въ которыхъ повествуется лишь само собьте, безъ примеси сверхъестественнаго элемента и таше, въ которыхъ этотъ сказочный элементъ является въ большей или меньшей степени, или даже совсемъ заполоняетъ собой содержаше. Проиехождеше всехъ этихъ разсказовъ одинаково: событе передавалось съ рав­ ными прикрасами и постепенно обращалось въ сказку. Но въ то время какъ лопари не верятъ въ сказки, опи верятъ въ эти разскавы, какъ-бы сказочны они не были. Предашя о нашемтаяхъ на Лапландш чуждыхъ племенъ повествуютъ обыкновен­ но о нашествй на тотъ или иной погостъ Шведовъ или норвежцевъ, русскихъ и каре- ловъ. Но такихъ разсказовъ меньшинство; наибольшее количество ихъ посвящено раз- скавамъ о Чуди, которая делала набеги на лопарей и грабила и убивала. Невольно рож­ дается вопросъ, что это за чудь, откуда она занесена къ лопарямъ, или это действительно племя, съ которымъ лопарямъ приходилось выдерживать борьбу, изъ которой они иногда выходили победителями, иногда, и даже чаще, побежденными. Какъ известно, представлеше о чуди, разсказы о ней распространены по всему обширному северу Россш. Мы знаемъ, что подъ этимъ общимъ именемъ чуди, древше

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz