Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

357 дергать и ихъ потянули на верхъ. Вытянулъ старшй братъ сперва сестру и спросилъ у ней: „кто тамъ еще?" „Ящикъ“ . Вытянулъ и ягцикъ: взяли и его. „Еще кто?“ „Братъ“ . Вытянули и его. „А тамъ еще кто?“ „Сынъ сестры". „Н'Ьтъ его не надо, это родъ Сталло-стала и можетъ намъ вредъ принести1. Веревку перерезали и онъ пошелъ ко дну. Братья съ сестрой зажили очень хорошо, и она рада была, что изба­ вилась отъ сына, такъ какъ онъ ее часто билъ. Сынъ, оставшись подъ землей ногпелъ куда глаза глядятъ. Шелъ онъ, шелъ, уви­ далъ оленей. Подогаелъ къ нимъ, сталъ звать людей, но никого не было; сталъ смот­ реть—увиделъ кережу. Онъ схватилъ оленя, заирегъ его въ кережу и поехалъ не пра­ вя. Олень ехалъ, ехалъ и на встречу сыну Сталло-стала попался человекъ; человекъ этотъ и спросилъ: „куда ты поехалъ". „Самъ не знаю куда1, говоритъ и разсказалъ, какъ его оставили, какъ онъ нашелъ оленей и поехалъ. Человекъ удивился этому и сталъ звать его къ себе въ работники. Онъ согласился, „для меня все равно жить: где нибудь да надобно". Поехали они вдвоемъ въ кереже; ехали долго—наконецъ увидали, что едетъ лопарь. Остановились и стали разговаривать. Лопарь оказался младшимъ бра- томъ спасенной сестры; онъ узналъ парня, а тотъ не узналъ его. Допарь и сталъ просить этого человека, чтобы онъ уступилъ ему парня въ работники. Тотъ и говоритъ: „я взялъ его не оттого, что онъ мне нуженъ, а потому что ему все равно где жить, лишь бы у места". Вотъ парень и поехалъ съ нимъ. ПргЬхали домой и парень узналъ свою мать. Съ нимъ съ виду обходились хорошо, но въ действительности братьямъ хо­ телось его убить. Такъ имъ убить его не хотелось и они решили убить его, когда бу- дутъ рубить лесъ: „тогда сделаемъ такъ, чтобы дерево на него упало и убило его1. Они такъ и сделали; дерево упало и убило парня: они тутъ его и похоронили. После это­ го одинъ изъ братьевъ пошелъ домой, а другой въ кегоры. Тамъ ему встретились три человека, въ белыхъ одеждахъ и спросили его: „у васъ, мы слышали есть па­ рень, где онъ?" „Онъ сегодня убился: на него упало дерево1. „Жаль его, говорятъ, а мы хотели взять его къ себе въ работники. Теперь же его нетъ—нечего и делать. Намъ теперь идти больше не хочется, а не дашь ли ты намъ трехъ быковъ-оленей, мы и поедемъ сами. Оленей потомъ спустимъ: они прибегутъ1. Онъ на радостяхъ, что избавился отъ парня, далъимъ оленей; они и сказали: „ты не будешь раскаиваться, что намъ далъ оленей: у васъ будетъ вдвое больше оленей, и все будутъ здоровы". Они уехали; олени вскоре прибежали назадъ. Братья после этого зажили хорошо и богато и были счастливы". В ъ этой сказке рисуются представлешя не только о Сталло-сталахъ но, глав­ нымъ образомъ, и о подземномъ крае и его обитателяхъ. Вотъ почему, хотя этотъ раз- сказъ и не принадлежитъ къ числу разсказовъ, составляющихъ миеологическй эпосъ, я счелъ возможнымъ поместить его въ этомъ классе эпическихъ произведенй лопарей: онъ содержитъ въ себе обломки древнихъ веровашй лопарей о Mipe подземномъ, подобно тому какъ эпосъ о дочери солнца содержитъ въ себе веровашя о Mipe небесномъ и солнце. Следующй разсказъ следуетъ отнести къ группе, составляющей, переходъ отъ эпоса ми- еологическаго, къ эпосу героическому. Жилъ на Кучь-озере въ Пазреке лопарь съ женой и съ сыномъ; жили они хо

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz