Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
357 дергать и ихъ потянули на верхъ. Вытянулъ старшй братъ сперва сестру и спросилъ у ней: „кто тамъ еще?" „Ящикъ“ . Вытянулъ и ягцикъ: взяли и его. „Еще кто?“ „Братъ“ . Вытянули и его. „А тамъ еще кто?“ „Сынъ сестры". „Н'Ьтъ его не надо, это родъ Сталло-стала и можетъ намъ вредъ принести1. Веревку перерезали и онъ пошелъ ко дну. Братья съ сестрой зажили очень хорошо, и она рада была, что изба вилась отъ сына, такъ какъ онъ ее часто билъ. Сынъ, оставшись подъ землей ногпелъ куда глаза глядятъ. Шелъ онъ, шелъ, уви далъ оленей. Подогаелъ къ нимъ, сталъ звать людей, но никого не было; сталъ смот реть—увиделъ кережу. Онъ схватилъ оленя, заирегъ его въ кережу и поехалъ не пра вя. Олень ехалъ, ехалъ и на встречу сыну Сталло-стала попался человекъ; человекъ этотъ и спросилъ: „куда ты поехалъ". „Самъ не знаю куда1, говоритъ и разсказалъ, какъ его оставили, какъ онъ нашелъ оленей и поехалъ. Человекъ удивился этому и сталъ звать его къ себе въ работники. Онъ согласился, „для меня все равно жить: где нибудь да надобно". Поехали они вдвоемъ въ кереже; ехали долго—наконецъ увидали, что едетъ лопарь. Остановились и стали разговаривать. Лопарь оказался младшимъ бра- томъ спасенной сестры; онъ узналъ парня, а тотъ не узналъ его. Допарь и сталъ просить этого человека, чтобы онъ уступилъ ему парня въ работники. Тотъ и говоритъ: „я взялъ его не оттого, что онъ мне нуженъ, а потому что ему все равно где жить, лишь бы у места". Вотъ парень и поехалъ съ нимъ. ПргЬхали домой и парень узналъ свою мать. Съ нимъ съ виду обходились хорошо, но въ действительности братьямъ хо телось его убить. Такъ имъ убить его не хотелось и они решили убить его, когда бу- дутъ рубить лесъ: „тогда сделаемъ такъ, чтобы дерево на него упало и убило его1. Они такъ и сделали; дерево упало и убило парня: они тутъ его и похоронили. После это го одинъ изъ братьевъ пошелъ домой, а другой въ кегоры. Тамъ ему встретились три человека, въ белыхъ одеждахъ и спросили его: „у васъ, мы слышали есть па рень, где онъ?" „Онъ сегодня убился: на него упало дерево1. „Жаль его, говорятъ, а мы хотели взять его къ себе въ работники. Теперь же его нетъ—нечего и делать. Намъ теперь идти больше не хочется, а не дашь ли ты намъ трехъ быковъ-оленей, мы и поедемъ сами. Оленей потомъ спустимъ: они прибегутъ1. Онъ на радостяхъ, что избавился отъ парня, далъимъ оленей; они и сказали: „ты не будешь раскаиваться, что намъ далъ оленей: у васъ будетъ вдвое больше оленей, и все будутъ здоровы". Они уехали; олени вскоре прибежали назадъ. Братья после этого зажили хорошо и богато и были счастливы". В ъ этой сказке рисуются представлешя не только о Сталло-сталахъ но, глав нымъ образомъ, и о подземномъ крае и его обитателяхъ. Вотъ почему, хотя этотъ раз- сказъ и не принадлежитъ къ числу разсказовъ, составляющихъ миеологическй эпосъ, я счелъ возможнымъ поместить его въ этомъ классе эпическихъ произведенй лопарей: онъ содержитъ въ себе обломки древнихъ веровашй лопарей о Mipe подземномъ, подобно тому какъ эпосъ о дочери солнца содержитъ въ себе веровашя о Mipe небесномъ и солнце. Следующй разсказъ следуетъ отнести къ группе, составляющей, переходъ отъ эпоса ми- еологическаго, къ эпосу героическому. Жилъ на Кучь-озере въ Пазреке лопарь съ женой и съ сыномъ; жили они хо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz