Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
353 цевой дочери еще более не полонъ: такъ совершенно непонятнымъ является м'Ьсто въ разсказе, где повествуется о томъ, что пастухъ ударилъ изображеше человека ногой, вследств1е чего у него умираетъ олень, на которомъ онъ едетъ и, вызванное этимъ слу- чаемъ, приказаше солнца обращаться съ животными ласковее. Очевидно, что и въ этомъ месте разслаза, либо что-нибудь пропущено, либо невыяснепо, либо перепутано. Разсказъ, кроме того, какъ-то обривается и, повидимому, продолжеше его также забыто лопарями. Какъ-бы то не было, но этотъ отрывокъ болыпаго эпическаго произведетя лопарскаго творчества даетъ намъ много для уяснешя себе веровашй лопарей и въ солнце, и въ сполохи, веровашя до ныне у нихъ существуюпця. Этотъ отрывокъ, относясь къ цик лу сказашй о солнце и солнцевой дочери, заслуживаетъ темъ болыпаго вниматя, что это одинъ изъ немногихъ остатковъ того эпоса, где действуютъ исключительно сверхъ- естественныя существа. К ъ миеологическому эпосу следуетъ отнести и некоторые друпе разсказы, въ ко торыхъ сохранились еще обломки веровашй лопарей: эти разсказы посвящены преиму щественно разсказамъ о Сталло-сталъ и могутъ быть разделены на две группы. Одни изъ нихъ, кроме разсказовъ о Сталло, содержатъ въ себе остатки представлешй о под земномъ Mipe, объ его обитателяхъ и т. п. Вторые, где, главнымъ образомъ, повествуется лишь объ однихъ Сталло, изъ которыхъ можно почерпнуть сведешя лишь о веровашяхъ лопарей въ этихъ последнихъ. Эта вторая группа составляетъ какъ бы переходную сту пень отъ эпоса миеологическаго къ эпосу историко-героическому. Съ первымъ—эти раз сказы имеютъ то общее, что они излагаютъ сведетя о веровашяхъ лопарей въ сверхъ- естественныхъ существъ,— Сталло; со вторымъ—что они рисуютъ намъ лопарскихъ бо гатырей, которые и вступаютъ въ борьбу съ великанами. Критер1умомъ, почему данный разсказъ о Сталло следуетъ отнести къ эпосу миеологическому, а не къ героическому, можетъ служить лишь обширность роли, которую разсказъ отводитъ Сталло и борящемуся съ нимъ богатырю: если главная роль принадлежит, Сталло, то разсказъ следуетъ отне сти къ переходной ступени. Въ противномъ случае къ эпосу героическому. Привожу для примерадва разсказа пазрецкихъ х) лопарей о Сталло. Изъ нихъ первый следуетъ отнести къ эпосу миеологическому, второй—къ переходному. Жили при озере два брата. У нихъбыла одна только сестра, и они, уходя куда-нибудь изъ дома, оставляли ей всегда и дровъ и воды, чтобы она не выходила изъ дому и чтобъ, такимъ образомъ, кто-нибудь, увидавъ, не нохитилъ ее. Разъ они пошли и почему-то не оставили ей ни дровъ, ни воды. Девушка пошла на озеро за водой: изъ озера вышелъ чело векъ, схватилъ ее и увлекъ къ себе. Братья воротились и увидали, что сестры нетъ. Пошли они къ озеру нашли лишь одно ведро, а сестры, сколько ни искали, найти не могли; они и кричали и звали ее, наконецъ сказали: „верно зтощили ее“ . Имъ было жаль сестры и они стали думать, какъ-бы вернуть ее обратно къ себе. Они нарз^били березовыхъ ветвей и сплели и з ъ него кольцами веревку; работали они такъ семь летъ, и когда сделали веревку, то одинъ изъ братьевъ (младппй) спустился но ней въ озеро; прежде чемъ спускаться, онъ сказалъ брату: „ты теперь меня спусти въ воду и до техъ поръ не тяни веревки обрат- !) Сооб. о. К. Щеколдипьтмъ. 45
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz