Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

352 Дочь, увидя на верху звезды въ котле, сказала: кто-то намъ положилъ мяса. — Не смейся, было бы и сало. Твоя мать украла сына, быть можетъ отъ жиру лопнетъ. Охотникъ, услышавъ это, скорее скрылся. Прнходилъ онъ еще и посл'Ь, и вид-Ьлъ, что каши постоянно варится менее, и. каждый разъ невидимо опускалъ въ трубу мяса. Утромъ разъ онъ недалеко отъ этой в'Ьжи убилъ оленя и на этотъ разъ загаелъ въ в'Ьжу и поздоровался. Далъ старух'Ь и мяса, вел'Ьлъ сварить, говоря: „и я закушу тутъ же“ . Пока варился обедъ, онъ переговорилъ съ матерью обо всемъ и узналъ,. что она мать. Пообедали, и ацекъ-дочь, уснула. Они сговорились какъ убить дочь лягушки, а вместе и ея мать: только въ другое время. Возвратясь къ ацекъ— сынъ сказалъ: хочу жениться и нев'Ьсту нашелъ, хотя не молодою. ' Ацекъ разсердилась, но онъ сказалъ: если не дозволишь, то уйду навсегда, и она позволила. Вскор'Ь онъ поехалъ и за своей нев'Ьстой къ своей матери. По пргЬзд'Ь вдова уложила все въ кережи: старуха взяла на руки и дочь лягушки, лаская, и сейчасъ же зарыла ее въ горячи пепелъ, гд'Ь она и сгор-Ьла. Съ нев'Ьстою-матерыо онъ прйхалъ къ ацекъ. Она вышла навстречу и старуха вм'Ьсто прив^гатая ударила ацекъ скобелыо, и та умерла. Не стесняемые ни к’Ьмъ, они зашли въ в’Ьжу съ радостно. На другой день убитую ацекъ пасынокъ привязалъ къ лошадиному хвосту и погналъ лошадь. И вотъ, гд’Ь у лягушки отпала голова, тутъ образовался красный мохъ, употребляемый лопарями на подстилку д’Ьтямъ въ зыбки, а гд'Ь упали ноги, тутъ—черный мохъ, употребляемый при деланш карбасовъ. Мать съ сыномъ посл-Ь этого и стали жить счастиво". У скандинавскихъ лопарей мы встречаемъ совершенно аналогичную сказку, схо­ дящуюся съ только что приведенной сказкой пазрецкихъ лопарей даже въ мемчахъ: но тамъ м'Ьсто вдовы занимаетъ Ньявисъ-едне, а м'Ьсто лягушки (ацекъ), дочь м'Ьсяца— Атьисъ-едне 5). Не будетъ неосновательнымъ предположить, что лягушка въ сказкахъ русскихъ лопарей заменила собой дочь м'Ьсяца сказокъ лопарей скандинавскихъ. Если это такъ, то и въ отрывке эпоса о дочери солнца, который я привелъ выше, сл'Ьдуетъ вч, злой лягушке видеть дочь месяца, а въ жене Найнаса дочь солнца. Но по мере забветя своихъ предатй лопари делаютъ жену Найнаса и женой солнца, и матерью до­ чери солнца, следовательно переносятъ на нее черты, которыя, вероятно, относились кч. какой-нибудь другой личности, явившейся въ народныхъ представлетяхъ, женой солнца. Выть можетъ, при забвенш лопарями своихъ предатй, ихъ поразило назвате дочери солн­ ца женой Найнаса и они сделали изъ последней жену солнца, мать, воспеваемой ими дочери солнца. Кроме того и разсказъ о происхождени солнцевой жены потерп'Ьлч. известныя изменетя подъ в-мтемъ времени: родители ея, которые съедаются, впо- сл'Ьдстви лягушкой и ея д'Ьтьми, также, повидимому, не простые люди, хотя раз­ сказъ недостаточно оттеняетъ и ихч>. Та часть эпоса, где повествуется о солн- ») ша, р. 43.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz