Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

смЬшиваетъ ихъ кровь. „Онъ соединяетъ ихъ руки, онъ еближаегь ихъ груди, онъ соединяетъ ихъ поцелуи, пзгоняетъ проклятие узлы ревности, раз ьединяетъ руки, развя- зываетъ узлы сватовства." Посл'Ь пира новобрачные уЬзжаютъ. Сл'Ьдуетъ зат'Ьмъ описаше возвращешя сыновей великана, ногоня за новобрачными, гибель.преследователей. Потом­ ство дочери великана и сына солнца распространяется въ ГОвещю, въ pyccuie пределы и на югъ „за датчанами и ютами.“ Не менЬе интереснымъ является и эцосъ о дочери солнца, который Дюбеномъ 1) передаетсятакже къ сожаленш лишь въ общихъ чертахъ. Эиосъ о дочери солнца, пишетъ онъ, составляетъ скорее циюгь сказанй, съ одной стороны мистическихъ, а съ другой— аллегорическихъ, которыя группируются вокругъ солнцевой дочери. Въ немъ говорится о приручеши сЬвернаго оленя женщинами, которымъ вследств!е этого были расширены ихъ права при наследовали, о борьбе доброй дочери солнца со злой дочерью месяца, ко­ торыя обратились въ добрыхъ и злыхъ волшебницъ сказокъ современныхъ лопарей, пе- реселешя лонарей съ юга на сЬверъ и т. д. Эпосъ о солнцевой дочери, или лучше сказать одно изъ сказашй изъ этого цик­ ла, сохранился среди современныхъ пазрецкихъ лопарей. Разсказъ этотъ вшочаетъ въ себе исторш похшцешя соляцемъ себе жены и одинъ эпизодъ изъ земной жизни солн­ цевой дочери. Отрывокъ изъ этого апическаго произведешя я приводилъ уже выше— приведу теперь его целикомъ. Несмотря на мнопя искажешя, внесенный въ него вре- менемъ, онъ сохранилъ въ себе следы и веровашй лопарей, какъ древнихъ, такъ и современныхъ. Жилъ старикъ со старухой, у нихъ была дочь. Однажды мужъ пошелъ въ лесъ драть бересту. Когда онъ сталъ это делать у первой попавшейся березы, выс­ кочила вдругъ лягушка и сказала: „старикъ возьми меня замужъ.“ Онъ отв'Ьтилъ: „куда мне съ тобой—у меня есть жена,“ и ушелъ, У второй березы повторилось тоже, у третьей— тоже, съ которыхъ онъ хотелъ снять кожу. Когда у третьей березы ста­ рикъ отказался жениться на лягушке, она ему сказала: „у меня есть ножницы, если я ими уколи разъ, будутъ две раны, если уколю второй разъ—будутъ четыре раны, если уколю трепй разъ будутъ шесть ранъ—и ты изойдешь кровью. Старикъ испугался, взялъ лягушку, устроилъ ей вежу и ходилъ къ ней каждый день, и делалъ тамъ все, что она заставляла его делать. Черезъ годъ у пихъ родились два сына и дочь. Одного сына они назвали Веррунъ-чулдъ „Тесаный певь“ , другаго—Иктъ-сепаластъ „Олешй хомутъ1, дочь свою они назвали Кыдзымъ-чалмъ-Остроглазка. Сначала они жили хорошо; когда-же д'Ьти подросли у лягушки, они все стали требовать у старика пищи; у него не хватало ея и онъ имъ отказывалъ. Тогда лягушка и дети ея сказали старику: „если ты не будешь насъ кормить, мы съедимъ сперва тебя, потомъ твою старуху, потомъ твою дочь.“ Они такъ и сделали. Съели старика, стали есть и старуху; старуха, когда взяли ее, сказала дочери: „когда они будутъ меня 'Ьсть, ты собирай все мои косточки въ мешокъ и счи­ тай ихъ. Всехъ соберешь 99, а нужно 100. Посл-Ь этого ты ударь Остроглазку и у пей изо рта выпадетъ кость; ты возьми ее скорей, положи въ мешокъ и б'Ьги. Добежишь ты до луга, где течетъ ргЬчка: тутъ кости положи на землю, ударь ихъ три раза бере- Dttben: La Laponie et les Lapons, p. 336.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz