Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
317 дователи терпятъ крушете о береговым скалы, и сами обращаются въ каши. Жена сы на солнца изъ великанши превращается въ обыкновеннаго человека; отъ этого брака нроисходитъ поколете богатырей, которое носитъ назваше Колла-иарнешь (сыновья палевы, финновъ и эстовъ), которые изобретаютъ лыжи и нриручаютъ оленей. *) Шкоторын подробности объ эпосе о „солнцевой дочери" и „солнцевыхъ сыновьяхъ“ мы находимъ въ Архиве Эрмапа а), въ снещально посвященной второму эпическому про- изведенио статье, представляющей собой извлечете изъ финляндской газеты (Helsingforser Morgenblatt, 1850, № 84. Post och Inrikes Tidning). Самъ эносъ о солнцевыхъ сыно- вьяхъ былъ записанъ пасторомъ Фьелльнеромъ въ Сорселе. Повидимому эпосъ о солнце вой дочери.1 „о солнцевыхъ детяхъ“ является цервой частью эиоса о „солнцевыхъ сы новьяхъ." У солнца и у месяца было по дочери, которыя поймали дикихъ оленей и при ручили ихъ. Но дочь месяца дурпо обращалась съ оленемъ, и наконецъ убила его; оставшись безъ оленьяго стада, она поднялась къ месяцу вместе съ своимъ сыномъ. Солнцева дочь, наоборотъ, обращалась съ оленями хорошо, такъ что у ней образовалось оленье стадо. Она и была родоначальницей „сыновей солнца,“ изъ которыхъ герой эпоса о солнцевыхъ сыновьяхъ" —сделался родоначальникомъ богатырей—„Колла-парнэ“, т. е. „богатырскихъ сыновей;" они оказываются изобретателями лыжъ и также нриручаютъ оле ней. Ихъ именемъ лопари называли некоторый созвезд!я; такъ OpioHa они прежде счи тали могучимъ охотникомъ, которому лукомъ служило созвезд1е большой медведицы; а звезды, образуюшдя Касмопею—являлись въ вообраясенш лопарей оленями, за которыми, охотникъ, сопровождаемый своей собакой, гнался. Эпосъ о „солнцевыхъ сыновьяхъ" на чинается съ указашя на недостатокъ девугаекъ и повествуетъ о рожденш и о каче- ствахъ „сына солнца." Затемъ следуетъ описаше далекой страны. Въ статье приводится переводъ этого места: „сказка сказала, предаше воспело, что за северной звездой, на занадъ отъ солнца и месяца, находятся золотыя и серебряный скалы, очагъ и камни для сетей. Золото блещетъ тамъ и серебро ыяетъ; въморе отражается скала, и улыбается, глядя на свое блестящее отражеше/ Въ эту страну отправляется сынъ солнца, на ко рабле, сопровождаемый лучшими богатырями. По прошествш года путешесшя онъ дости- гаетъ желанной страны, населенной великанами и застаетъ единственную незамужнюю дочь старика великана въ то время, когда она умывается. Она спрашиваетъ его, откуда онъ пришелъ, и указываетъ ему на опасность быть съеденнымъ ея отцомъ, братьями и даже ею самой. Сынъ солнца на это отвечаетъ ей: „Саракка меня создала изъ полныхъ силы жилъ моего отца; силы я получилъ вместе съ молокомъ матери—наследство отъ отцевъ и матерей. Утсьакка влила вместе съ молокомъ мне умъ въ мою голову.,. Я ищу друга для счастья, для жизни, для смерти; на случай несчастья хорошаго совета, въ счастье удержки; для сердечной горести возмещешя—утегаешя въ нужде и страхе.., Дочь ве ликана на это отвечаетъ ему: „смешаемъ нашу кровь, соединимъ наши сердца для горя и радости, сынъ, моей мне еще не родной матери.“ Затемъ следуетъ испыташе силы сына солнца; опьяненный великанъ наконецъ соглашается на бракъ своей дочери: „онъ подводить и становитъ ихъ на шкуре кита, разрезаетъ на мизинцахъ у обоихъ кожу, 'j Schott: Land und Volk der Lappen. Въ Zeitschrift. Г. Ethnologie 1875, t. V II, p. 30. 2) Erman. Arcliiv, ХП, pp. 54—61.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz