Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
346 комъ явны сл’Ьды древнихъ веровашй лопарей: старуха и сынъ ея, вероятно, лишь за бытый нын'Ь древшя божества. Вотъ почему такого рода скавки принадлежатъ скорее къ миеологическоту эпосу, со хранившему въ себ'Ь остатки древнихъ веровашй лопарей. С.тЬдуетъ заметить, что животный эпосъ мало, сравнительно, развитъ среди лопарей, и, повидимому, наиболее ими забыгь; это объясняется до известной степени темъ, что въ него лопари не верятъ и поэтому слушаютъ его менее охотно, ч'Ьмъ друпе разсказы, въ действительность которыхъ ониверятъ. Къ такимъ-то именно равсказамъ принадлежатъ те, которые подходятъ подъ поняпе миео- логическаго эпоса, хотя и къ нимъ мнопе уже начинаютъ относиться съ недовгЬр1емъ. Несомненно, что миеологичесгай эпосъ былъ прежде гораздо бол’Ье развитъ среди лопа рей, ч'Ьмъ въ настоящее время, что объясняется съ одной стороны большею крЬпостыо веровашй въ прежнее время сравнительно съ настоящимъ, съ другой стороны т'Ьмъ, что въ виду постоянно развивающагося творчества более новыя проивведешя лопарскаго творчества постепенно заменяютъ собой более древшя и мало-по-малу ивгоняютъ ихъ. Такъ среди древнихъ лопарей были записаны, хотя и несовершенно, некоторый преда шя лопарей о происхожденш боговъ, объ ихъ взаимной борьбе, некоторый космогониче- сгая предашя и т. п., которыя мне пришлось изложить выше. Какъ бы ни изменились эти предашя подъ вл!яшемъ христанства, какъ бы ни были сильны въ нихъ чужезем ный примеси, нельзя не усмотреть въ нихъ и нащональныхъ чертъ лопарей. Повиди мому среди древнихъ лопарей такихъ предатй было много и все они вместе взятыя со ставляли циклъ миеологическихъ сказашй, изъ которыхъ составлялся миеологичесгай эпосъ. Въ то время какъ немнопя изъ дошедшихъ до насъ сказашй были записаны—вероватя лопарей уже приходили въ упадокъ, а съ ними вместе и миеы лопарей. Но такъ какъ мнопя изъ веровашй лопарей сохранились до настоящаго времени, то сохранились и ска- зашя, которыя имеютъ къ нимъ отношеше. Такъ если вероватя въ Айеке исчезли— исчезли и предатя объ его происхожденш, но вероваше въ солнце, въ сполохи и т. п. остались— остались следовательно и сказашя къ нимъ относящаяся, хотя за несколько вековъ своего существоватя они и потерпели болышя изменешя. К ъ такимъ относятся эпосъ о сыновьяхъ солнца и о солнцевой дочери, тотъ и другой записанные среди сов ременныхъ скандинавскихъ лопарей. Эпосъ о сыне солнца имеетъ следующее содержа- Hie: онъ отправляется свататься въ страну великановъ, далеко, въ вападныя страны. Придя туда, онъ встречается съ девушкой, дочерью однаго слепаго великана; она влюб ляется въ пришельца и соглашается выдти ва него замугкъ; отецъ не иначе, однако, сог лашается на бракъ, какъ подъ услов1емъ, чтобы юноша показалъ ему свою силу; тогда, съ помощью дочери великана, онъ приноситъ якорь и, подавая слепому великану якорный крючекъ, уверяетъ, что это его палецъ. При помощи хме.льныхъ напитковъ удается убе дить старика выдать за него замужъ свою дочь; они уезжаютъ и отецъ даетъ въ при даное за дочь скалы изъ золота и серебра. После ихъ отъезда возвращаются братья уехавшей и въ злобе, что „гордость дома“ уехала безъ ихъ соглаия принимаются пре следовать уехавшихъ; они садятся въ лодку, усиленно гребутъ и почти настигаютъ но вобрачныхъ. Но сестра ихъ, чтобы спастись самой и спасти мужа, развязываетъ три вол- шебныхъ узла, вследеттае чего поднимается такой сильный ветеръ и буря, что пресл'Ь-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz