Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

345 вЪкъ, а у старухи однаполовина была какъ у человека, а другая—какъ у зверя. Пос­ ле смерти старика у ней родился сынъ, такой же, какъ она. Росъ онъ очень скоро и сделался хорогаимъ охотникомъ. Однажды возвратись съ охоты, онъ сказалъ матери: я хочу жениться и ты найди мне невесту. Мать согласилась, и на другой день, когда сынъ ушолъ на охоту, пошла къ не­ далеко проживавшим!, старику и старухе, у которыхъ было три дочери. Ея приходу все удивились. Пригласили сесть, но она ответила: не сяду, пока не кончу дела. Стала сватать старшую дочь, и та согласилась. Въ тотъ же день она привела ее къ сыну. Когда молодая пришла въ вежу, то мужа не было дома. Онъ былъ на охоте. Старуха указала невестке место, где она должна спать и приказала ей спать. Смотреть же не велела никуда, пока будетъ вариться ужинъ. Невестка для виду и легла спать, но незаметно стала смотреть, что будетъ де­ лать свекровь. Свекровь вымыла мясо и стала варить его въ кожанномъ мешке, кото­ рый скоро и потекъ. Увидавъ, что девушка это заметила, старуха осерчала, и сказала: говорила не смотри: не послушалась—будь же теперь камнемъ. Невестка окаменела. При- шолъ сынъ и спросилъ: где жена? Мать указала на каменную фигуру и прибавила: она была упряма, вотъ ей и наказаше: Сынъ на другой день, отправляясь на охоту, сказалъ: не забудь привести мне жену. Мать опять пошла къ старику и привела отъ него вторую дочь подъ предлогомъ, будто первой скучно. Тоже сказала и этой. Она опять не послушалась и окаменела. Возвратившемуся сыну опять показала на окаменевшую. Онъ посмотрелъ и сказалъ: завтра должна быть у меня жена, а нетъ—прощайся со мною. Мать, услышавъ это, ответила: оне были не послушны и потому тебе въ жены негодны. Приведу завтра меньшую сестру ихъ и изъ нея, быть можетъ, и будетъ тебе жена. После сына, который ушелъ на охоту, старуха опять пошла за третьей сестрой. Привела ее и опять тоже сказала. Она посмотревъ на окаменевшихъ, испугалась, и вполне послушалась свекрови. После приготовленнаго ужина, старуха разбудила невестку и ска­ зала; собака лаетъ, поди встречай мужа. Она встретила его, поужинали и стали жить. Вскоре у нихъ родился сынъ, такой же какъ отецъ. Мужъ при этомъ сказалъ: жена смотри, чтобы у сына постель никогда небыла мокра. Разъ, однако, отецъ увидалъ, что у сына постель мокра: онъ сейчасъ же сталъ собираться въ дорогу. Сынъ толге сталъ приготовляться уйти съ нимъ. Мать не могла удержать ни мужа, ни сына—они ушли и сделались дикими оленями. При прощанье мать сказала сыну: черныхъ зверей бойся, а белыхъ не бойся, Не бойся и гангасовъ (веревки, которыми ловятъ дикихъ оленей), потому что они сделаны для пользы людей и тебе не вредятъ" '). Хотя эта сказка до некоторой степени потерпела, повидимому, известныя искаже- ия, темъ не менее она является интересной, какъ предаше о происхожденш.дикихъ оле­ ней. Къ животному эпосу эту сказку, однако, нельзя отнести, такъ какъ въ ней слиш- •) Сказка, аналогичная съ только что приведенной именно о превращенш людей въ медведей, помещена въ статьЬ г. Островскаго „Лопари и ихъ иредашя1*, въ Изв. Им. Р. Г. О. т. XXV. 1889 г., вып. IV, стр. 328. И

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz