Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

О народномъ творчеств'! у лопарей. Эппчесгай характеръ лопарскаго творчества. Эпосъ животный. Сказки о лисЬ и медв'Ьд-Ь, о томъ какъ произошли домашшя яшвотныя, о лисЬ и мужшгЬ, о превращеши въ дикаго оленя. Эпосъ миеологичесгай: о солнцевыхъ сыновьяхъ, о дочери солнца. Сказашя о Сталло и подземпомъ царстве. Эпосъ историчесюй: предате о разрушенш Печенгскаго монастыря, сказашя о чуди; предашя о богатыряхъ. Лопарская лирика. Переходъ лирическихъ произведет!! въ эничесгая. Современный эпосъ у лопарей: бывальщина и песня. Ихъ происхояедеше, переходъ въ сказки. Эпосъ нравоучительный. Лопарское народное творчество нашло себе примкнете въ самыхъ разнообраз- ныхъ формахъ; въ настоящее время оно не только не прекратилось, но продолжаетъ раз­ виваться, отыскивая себе новые сюжеты. Вотъ почему, говоря о народномъ творчестве лопарей, следуетъ отличать ихъ древтя ирозведешя отъ новыхъ; не смотря, однако, на то, что время возникноветя иоэтическихъ произведешй лопарей крайне различно, что MHorie возникли за много в'Ьковъ до настоящаго времени, между древнимъ нроизведешемъ лопарскаго творчества и новымъ, современнымъ, только что сложившимся или еще слагаю­ щимся, есть та общая черта, что они постоянно впичесюя. Эпическая форма поэзш является преобладающей, даже почти исключительной среди лонарей, какъ современныхъ, такъ, повидимому, и древнихъ. Если существовала и существуетъ лирика, то она не на- ходитъ себе почвы среди лопарей, и либо пронадаетъ вместе со смертью автора лири- ческаго произведетя, либо переходитъ въ эпосъ; оно не встр’Ьчаетъ себ'Ь сочувств1я среди населетя, которое скоро его забываетъ, тогда какъ произведетя эпически переходятъ изъ рода въ родъ и чтутся лопарями, и слушаются ими охотно. Вотъ почему, говоря о народномъ творчеств-Ь лопарей, можно говорить лишь почти исключительно объ ихъ эпи- ческихъ произведешяхъ древняго времени и современнаго происхождешя. Древшя эпи­ чески произведев1я можно разделить, несмотря на все ихъ разнообраз1е, на сл’Ьдуюпця категорш: на эпосъ животный, эпосъ миеологичесгай, эпосъ исторически, который въ свою очередь молсетъ быть разд'Ьленъ на эпосъ объ историческихъ фактахъ и эпосъ о богатыряхъ. Каждая изъ этихъ группъ им'Ьетъ свои особенности. Что касается жи­ вотнаго эиоса, то онъ въ чистомъ своемъ виде, повидимому, не часто встречается у ло­ парей, т. е. сказокъ, гд’Ь участвуютъ лить одни животныя, очень мало.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz