Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
340 нивъ голову; молодой ее обнимаетъ; посидевъ немного за столомъ, либо пристунаютъ къ в'Ьнчанио другой пары, либо новобрачные ложатся вместе спать. Игра эта играется детьми летъ 5— 6, преимущественно передъ чьей нибудь свадьбой и всегда тайиомъ отъ роди телей, такъ какъ посл^дше запрещаютъ имъ эту игру и даже быотъ ихъ за нее. Дру гая датская игра, употребительная въ томъ-же возраст!;, интересна темъ, что она ри- суетъ намъ идеалъ жизни современнаго русскаго лопаря и стремлете его къ подражание русскимъ. Дети делаютъ себе небольшую вежу, раскладываютъ огонь и гр-Ьютъ чайникъ, наполненный простой водой, и затемъ мальчикъ какой-нибудь разливаетъ воду въ маленьгая деревянный чашки, которыя делаетъ имъ обыкновенно отецъ; подавая чашку девочке, мальчикъ говоритъ: „девочка, идешь-ли замена замужъ?" Та отвечаешь: „не пойду, по тому что некрасивый, не пойду, потому что мать твоя неласковая, потому что и отецъ у тебя тоже неласковый; а если пойду, то затемъ, чтобы чай пить, сахаръ и русскй хлебъ есть, шелковы сарафаны и обшитыя кумачемъ приплечки носить, гамаши носить, которыя скрипять, скрипъ-скрипъ-скрипъ, изъ хазовъ сороки носить и сережки сереб ряный; оденусь во все это." После этого мальчикъ даетъ ей чашку и целуется съ ней. (Дотозеро). Наиболее интересной изъ всехъ известныхъ игръ лопарей является, такъ назы ваемая, игра въ ирвасы (олени)— коддъ-годдтытъ-сырратъ. Играюпце делятся на две партш; по одну сторону становятся мужчины, по другую девушки; каждый изъ играю- щихъ беретъ въ руки по оленьему рогу и прикладываетъ его къ уху, на подоб!е насто ящая рога. Девушки берутся другъ съ другомъ за руки попарно; тоже делаютъ и парни; девушки изображаютъ важенокъ (оленей-самокъ), парни ирвасовъ (оленей-самцовъ); затемъ девушки становятся по одну сторону, парни по другую. Два или три парня, изо бражавшие охотниковъ, уходятъ въ сторону. Затемъ парни подбегаютъ къ дЬвушкамъ и вахватываютъ ихъ за сарафаны и рогами и руками; девушки отбиваются, но парни ихъ не выпускаютъ; затемъ парни стараются повалить девушекъ на землю и садятся на нихъ верхомъ, погоняя ихъ. Девушки стараются спихнуть парней и, если имъ это удается, убе- гаютъ; парни гонятся за ними. Когда эта игра въ полномъ разгаре, выходятъ парни, изображаюшде собою охотниковъ; они вооружены либо самострелами, либо луками и стре лами, то и другое спещально изготовляется для этой игры и являются кошей съ древ нихъ оружШ лопаря, какими ихъ описываетъ Шефферъ, съ той разницею, что. стрелы не имеютъ наконечниковъ и луки гораздо меньше. Они стреляютъ въ бегущихъ оленей я тотъ, въ кого попадетъ стрела, падаетъ, притворяясь мертвымъ; охотники подходятъ къ нему, делаютъ видъ, что осматриваютъ добычу, затемъ принимаются свежевать оленя, делая видъ, что снимаютъ съ него шкуру: охотники снимаютъ либо каньги, либо косынку. Убитые должны лежать не двигаясь; остальные продолжаютъ играть — причемъ ирвасы гонятся за важенками попрежнему и это до техъ поръ, пока все олени не будутъ уби ты. Затемъ игра начинается снова. Древность этой игры очевидна: она доказывается не только самымъ содержатемъ игры но еще и темъ, что при ней употребляются древшя оруж1я лопаря, давнымъ давно уже вышедппя изъ употреблетя. Интересно и то, что въ то время какъ въ Нотозерскомъ погосте въ этой игре принимаютъ учаспе лишь дети и подростки—въ Сонгельскомъ по
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz