Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

въ мячъ, игравшаяся одинаково какъ мужскимъ населетемъ, такъ и женскимъ. Кроме этого часто молодые попари устраивали борьбу: они разделялись па равиыя другъ другу ^ по численности парии, сходились на определенной черте и схватившись попарно за по­ яса, старались свалить противника. При этомъ всякш обманъ и хитрость были строго запрещены, и прибегнувши къ тому или другому исключался изъ учаспя въ игре '). Ацерби, писавши более века спустя после Шеффера, подтверждаетъ лишь его слова, прибав ляя къ этому еще одну любимую лопарями игру—именно въ гусей или лисицу. Эта по­ следняя игралась па доске, подобной шахматной, разделенной на массу квадратовъ: одна пария имела тринадцать камней,—гусей, которыхъ и следовало провести черезъ эти квадраты, въ то время, какъ другая пария преследовала ихъ и въ уменьи избегнуть пре- следовашя заключалось искусство играющаго. Кроме того существовалъ еще следующш видъ борьбы. Врали связанный посредине веревкой две палки; каждый изъ двухъ борящихся, взявъ въ руки палку, старался отнять другую у своего противника 3). Игра въ гусей или лисицу, повидимому, игра, занесенная къ лопарямъ отъ ихъ скандинавскихъ соседей, какъ то доказываете уже ея назваше gaase-spil. Къ числу заносныхъ игръ следуетъ отнести еще и игры въ карты, которыя были уже достаточно распространены еще при Шеффере; эти последтя были занесены къ лопарямъ купцами, продававшими имъ ихъ. О распространенности ихъ говоритъ и Гегстремъ 3), причемъ добавляетъ интересную под­ робность, что лопари подчасъ сами делали себе карты, рисуя ихъ па сосновой коре при помощи оленьей крови, причемъ такъ, что не только можно различать масти, по даже и краски. Ацерби противоречите этимъ показатямъ, указывая на то, что карты имъ со- всемъ или почти неизвестны, что объясняется темъ, что онъ посетилъ более глухм местности Лапландш. Кроме того Шефферъ указываетъ еще на игру въ кость: для этой игры употреблялися два куба изъ кости, причемъ на каждомъ кубе, на одной изъ сто­ ронъ его, былъ начертанъ знакъ въ виде римскаго „десять1 X. Кто выбрасывалъ кубы такъ, что на обоихъ выходилъ этотъ знакъ, тотъ считался выигравшимъ. Если игры древнихъ скандинавских!, лопарей за исключетемъ некоторыхъ состояли преимущественно изъ физическихъ упражненш, то среди современныхъ русскихъ лопарей мы видимъ совершенно другое направлеше въ играхъ. Действительно, и среди нихъ встре­ чаются еще состязатя въ прыганье, беганье въ запуски и игры въ мячъ—по эти игры\У встречаются, сравнительно, очень редко; игры въ мячъ бываютъ двоякаго рода; парни обык­ новенно играютъ такъ: мячъ подталкиваютъ ногой; въ кого онъ попадете, тотъ долженъ подбрасывать ногой его дальше и т. д. Девушки въ этой игре никогда не принимают!, участая; оне играютъ въ лапту, въ которой участвуютъ и парни. Мячъ плетется изъ бересты. Обык-^у новенно-же играютъ вечеромъ въ тупахъ. Вечеринокъ, въ тесиомъ смысле этого слова, нетъ у лопарей, хотя во многихъ местностяхъ назваше „вечерки", заимствованное изъ Колы, и употребляется лопарями, хотя далеко не въ томъ смысле, чемъ его употвебляютъ великоруссы. Среди лопарей въ местностяхъ, где это слово употребляется, подъ вечер- *) Schefferus. Lapponia, pp. 275—277. 2) Acerbi. Reise, p. 483. 8J Hogstrom. Beschreibung, p. 175.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz