Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

ты скажешь, я тебя оставлю тутъ, а если дашь верное слово, что яе скажешь, тогда не Орошу и свадьбу сыграемъ зимой1. Д'Ьвка и заверила его, что не скажетъ. Родствен­ ники старухи вскоре пргЬхали и увидали, что старуха убита; Петръ ея не зарылъ въ землю. „Не Петръ-ли убигь старуху,— сказали родственники,— онъ недавно оттуда npi- ехалъ". Авдотья и говоритъ: „нетъ, не Петръ убилъ ее“, и въ этомъ уверяла ихъ много разъ. Узналъ погостъ; обратились' къ пытке: развели огонь, положили на него можжевельнику и поставили Авдотыо подле самаго огня. Лицо у ней отъ жару горело и чтобы не сгореть совсемъ, она и сказала: „застре.чилъ мать Петръ". Донесли объ этомъ начальству и его после судили, и увезли куда-то далеко. ДЬвку же, какъ заявив­ шую о преступленш, потому что о пытке ничего не сказали, оставили въ покое“ . Другое предан1е разсказываетъ,следующее: „В ъ Пазреке жили два брата-лопаря; они разделились. Старшй братъ былъ богатъ и уменъ; меньшой же былъ небогатъ, жилъ одиноко и былъ почти глуповатъ. Въ начале января собрались все лопари въ зимнй погостъ. Пр1ехалъ и одинокй братъ, но такъ какъ старшаго не было, онъ ска­ залъ: „я поеду къ пему въ гости—что онъ долго не едетъ? “ Поехалъ и npiexa.'re къ брату ночью, когда все спали. У тупы брата были cyxia дрова. Онъ две чурки боль- шихъ ириставилъ къ дверямъ, чтобы они не могли выдти, а съ боковъ иоложилъ дрова помельче и зажегъ. Находяшдеся въ тупе сгорели, потому что дело было ночью и две­ рей не могли отворить. Увидавъ, что все сгорели, онъ по'Ьхалъ обратно. Ilpiexa.» и илачетъ изо всехъ силъ. „Зачемъ ты плачешь?"—говорятъ. „Какъ не плакать,—гово­ ритъ,—одинъ былъ братъ, да и тотъ сгорелъ со всемъ семействомъ. Теперь не знаю, что и делать“. „В ъ кегорахъ былъ у него, у оленей?"— спрашиваютъ. „Н Ь тъ“,— гово­ ритъ. Лопари сейчасъ же туда поехали; думаютъ, не шведы-ли сожгли и оленей съ со­ бой увели. npiexa.4n: олени все въ кегорахъ, инекоторые даже на вязке. (Дело въ томъ, что некоторые лопари, пуская своихъ оленей на волю, привязываютъ одного или двухъ оле- .ней, чаще важенокъ, къ дереву и снабжаютъ ихъ колокольчиками: это делается для того, чтобы остальные олени, если уйдутъ далеко, услыхавъ звонъ колокольчика, вернулись-бы обратно). Увидавъ, что олени не тронуты, лопари пришли къ заключенно, что поджогъ устроилъ братъ изъ зависти. Лопари боялись, что дело дойдетъ до начальства и по­ этому решили, чтобы начальство не узнало о поджоге, убить виновнаго. Решили его утопить; для этого воспользовались праздникомъ, когда лоиари нередко забавляются темъ, что бегая по льду, толкаютъ ногами нередъ собой комокъ мочалъ и тряпокъ. На льду сделали несколько нрорубей и прикрыли ихъ ci-гЬгомъ, чтобы виновный не могъ заме­ тить ихъ. Все лопари, когда праздникъ пришелъ, начали играть: одинъ виновный стоитъ вдали и не принимаетъ учасия въ игре; его стали звать; онъ говоритъ: „какъ я пой­ ду, когда нужно плакать о брате", „Брось ты это,—говорятъ,— въ праздникъ можно по­ играть". Наконецъ его уговорили, и онъ сталъ показывать свое удальство. Бегалъ онъ бойко, забея!алъ къ проруби, провалился и закричалъ: „спасите!" „НЬтъ,— говорятъ,— ты сжегъ брата для богатства, — туда тебе и дорога". Такъ онъ и утонулъ, а оленей uocjrb разделили между родственниками". По словамъ Кастрена, въ Лапландш произошедъ следующй случай: „въ Кусомо

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz