Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
передъ пгоедскимъ правительством!), частью крещеными, частью н'Ьтъ—но какъ т’Ь, такъ и друпе приверженные своей старой прадедовской вере. Въ X V II в'Ьк'Ь, въ виду печальныхъ результатов!», которыми увенчалась про поведническая деятельность миссюнеровъ, такъ какъ лопари продолжали по прежнему чтить своихъ кумировъ, включивъ и Христа въ сонмъ своихъ боговъ, которыхъ они, однако, ставили выше „тведскаго бога“—правительство сочло нужнымъ съ целью поме шать лопарямъ уклоняться отъ истинной веры—строить среди земли лопарей церкви. Впер вые это было предпринято при Карле IX для лапландскаго округа по Торнео. Но не находилось священниковъ, которые согласились бы променять удобства жизни на своей родине на неудобства и опасности, которыя имъ предстояли на дальнемъ севере, среди лапландскихъ горъ и болотъ. Поэтому лишь время отъ времени священники наезжали въ церкви и, оставаясь тамъ лишь недолго, старались въ этотъ непродолжительный срокъ запечатлеть въ умахъ лопарей истины хрисйанскаго учетя. Оказалось и этого мало. Со временъ королевы Христины—при церквахъ были назначены священники, съ обяза тельством!» жить неотлучно въ районе своей деятельности, совершать требы и словомъ проповеди обращать лопарей къ христианству, утверждать нетвердых!» въ вере и отвра щать ихъ отъ обрядовъ отцовской веры. Рядомъ съ этимъ было признано необходимым!» и устройство школъ, въ которыхъ лопарская молодежь могла-бы обучаться вере и, укре пившись въ ней, служить добрымъ примЬромъ другимъ. Со временъ Густава Адольфа, много потрудившагося на просвЬщеше своей страны, пропикаютъ школы и въ лопарсия его владетя. Но обучете въ школахъ шло плохо. Лопари не особенно охотно отпускали своихъ детей на руки чуждыхъ имъ пришельцевъ, где дети, обучаясь на иностранном!» языке, учились также и съ презретемъ относиться не только къ суевер 1 ямъ отцовъ, но и ко всему лопарскому, даже и къ своему языку. Къ тому же они отучались отъ работы и, если возвращались домой къ себе, оказывались никому ненужными членами семьи. Съ другой стороны те изъ обучившихся, которые, вернувшись изъ школы, не успели выработать себе презретя къ своему—очень скоро вновь олопаривались и, за- бывъ и чужой имъ языкъ и веру, которой ихъ учили въ школе—обращались снова къ вере отцовъ и нисколько не меньше своихъ, незнакомыхъ со школой родичей, кланялись кумирамъ и приносили имъ ясертвы. Такъ шла долго борьба иросветителей-тведовъ съ суеверными лопарями, не приводя ни къ какимъ резулиатамъ; какъ ни старались мис- сюнеры и священники, они все таки, проповедуя на чужомъ языке, молясь чужому богу на чужомъ-же языке—оставались чуждыми лопарю, который по необходимости соблюдалъ те или /ipyrie обряды, изредка ходилъ въ церковь—однимъ словомъ отбывалъ и эту повин ность наряду съ другими и все-таки оставался язычиикомъ. Съ средины ХУ1П столе™ все более проникаетъ мысль, что обучете лопарей должно вестись на лопарскомъ языке, что церковная служба, проповеди должны говориться на понятномъ для всехъ лопарей, а не только для избранныхъ изъ нихъ, языке. Перево дятся церковныя книги, занимаются изучетемъ лопарекихъ наречй, стараются всеми си лами провести школьную реформу. Инициатива исходитъ отъ живущихъ въ лапландскихъ провинщяхъ священниковъ, которымъ, естественно, бит виднее все те недостатки, бла годаря которымъ, ихъ деятельность не приводила къ цели. То въ одномъ, то въ дру-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz