Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

333 по 1 p. 9 к.— 32 p. 70 к. Экостировскаго —съ наличныхъ 31 души общихъ сбо- ровъ 19 р. 6 к.; ипришхъ но 92 к.— 28 р. 52 к. Нотозерскаго —общих!, сборовъ по 62 к.— 66 р. 96 коп.; »прокихъ по 91 к.— 98 р. 28 к. и т. д.“ Сходъ, состоя изъ домохозяевъ, не рг1;шаетъ дела ни единогласно, ни по боль­ шинству голосовъ; на ptmeme дгЬла имеютъ существенное в.шие наиболее старые и наи­ более вл!ятельные и уважаемые лопари. Нередко дело решается огромнымъ меныпин- ствомъ голосовъ, если это меньшинство составляютъ лица уважаемыя. По словамъ А. Я. Ефименко „разсуждешя на сходахъ ведутся скромно, прилично, безъ шуму и брани, го­ лосъ каждаго, говорящаго въ свою очередь, выслушивается." По словамъ В. И. Неми­ ровича-Данченко ') „Соберутся (на суйму) все въ чистыхъ платьяхъ, начнутъ тихо, но потомъ голоса ораторовъ становятся все громче и громче, страсти возбуждаются, опре­ деляются партш. Все начинаютъ говорить въ одно и тоже время—и странно, что все другъ друга понимаютъ. Лица краснеютъ, одни вытягиваются, друпя приседаютъ, все размахиватотъ руками, горячатся и моментально, какъ-то вдругъ стихнутъ.“ Важную роль для лопаря играетъ и сходъ однопогощанъ. Этотъ сходъ созывается, естественно, гораздо чаще, чемъ сходъ общества. Всяпй лопарь, имеюпцй нужду въ сходе, мо;кетъ его созвать, когда онъ пожелаетъ; для этого лопарь оповещаетъ о своемъ желанш десятскаго; эта должность исполняется молодыми однопогощанами по очереди; м!ръ обык­ новенно назначаетъ на эту должность молодаго парня, летъ 20— 22; десятскш испол- няетъ свои обязанности въ теченш года, по прошествш котораго онъ передаетъ ее тому, котораго указываетъ сходъ. Десятсий, получивъ оповещеше, собираетъ сходъ, приглашая на него всехъ однопогощанъ; сходъ устраивается либо подъ открытымъ небомъ, либо въ туне у десятскаго или его родителей. Все сказанное о решети делъ на сходе общества относится и къ сходу одно- погощанъ. На этихъ-то сходахъ и разбираются тяжебныя дела лопарей, производится судъ и расправа. О власти схода можно судить по тому, кагая предашя ходятъ о решешяхъ, бывшихъ въ прежнее время. Изъ этихъ преданй мы видимъ, что сходъ подчасъ самъ начиналъ преследовате виновнаго и налагалъ на него произвольное наказате, подвергалъ его даже подчасъ нытке и смертной казни. Приведу эти предашя, доставленпыя мне о. К. Щеколдинымъ. Пазрецие лопари разсказываютъ следующее: „Очень давно жила одна старуха со своею девкою, Авдотьей. 8а нее сватался лопарь Петръ. Старуха его не любила и сказала ему, что она никогда не отдастъ за него свою дочь. Весною они промышляли семгу на острове Шалиме. Пр1ехалъ туда на карбасе и Петръ. Опъ старуху п убилъ тамъ изъ ружья. ДЬвка съ испуга бросилась въ карбасъ и поехала прочь. Онъ за ней. Вскочилъ въ воду, схватилъ карбасъ и притянулъ его къ берегу. Затемъ селъ самъ въ карбасъ и поехалъ вместе съ Авдотьей. Дорогою онъ и говоритъ девке: „ты на­ верное скажешь, что я убилъ твою мать?" Та и говоритъ: „нетъ, не скажу". Онъ не поверилъ ей, взялъ ее и оиустилъ за карбасъ въ воду по самое горло и говоритъ: „если •) Др. и Нов. Ромяя, 1876.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz