Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
S30 сателями, привычке лопарей сохранять свои деньги въ земле, привычке, существующей у русскихъ лопарей и въ настоящее время. Этотъ обычай некоторые писатели объясня ли скупостью лопарей, друпе, со словъ самихъ лопарей, объясняли это темъ, что лопари веруютъ, что въ загробной жизни эти деньги имъ пригодятся'. Разсказовъ о кладахъ ходитъ довольно много среди лопарей: они объясняютъ ихъ существоваше темъ, что клады были зарыты частью лопарями, убегавшими отъ чуди, частью самой чудью, когда последняя, преследуемая лопарями, зарывала награбленное ею лопар ское богатство. Указывают!, на несколько местъ, где, по мненно лопарей, клады должны непременно находиться. Такъ указываютъ на берега Чалмъ-озера, какъ на места, где находятся клады, на берега р. Туломы и т. д. Кладъ даетъ знать о своемъ месте на- хождешя либо темъ, что на месте, где лежитъ кладъ показывается огонь, либо дымъ. Для того, чтобы завладеть кладомъ, следуетъ, по представлетямъ пазрецкихъ лопарей, поступить следующимъ образомъ: когда увидишь таинственный огонь или дымъ, следуетъ идти прямо по направленно къ нему, несмотря по сторонамъ и не оглядываясь назадъ. После того какъ подойдешь къ кладу, следуетъ перебросить черезъ него рукавицу, по томъ идти за ней, поднять и перекинуть ее назадъ черезъ кладъ, снова вернуться и сно ва перекинуть рукавицу, после этого следуетъ сказать: „если ты будешь мне кладомъ— кладомъ и будь для меня, а если тутъ моя смерть, то пусть будетъ и такъ". Если на этомъ месте действительно кладъ— онъ покажется и разсыпится деньгами; если же смерть, то явится человекъ, который и умертвитъ смельчака. Изъ другихъ способовъ прюбретешя правъ на имущества, укажу еще разъ на трудъ, какъ на наиболее уважаемый лопарями источникъ прюбретешя права собст венности:—онъ смягчаетъ суровое кровное начало въ отнотенш къ членамъ семьи, да вая каждому изъ нихъ возможность иметь принадлежащую ему собственность, если онъ надъ прюбретешемъ или составлетемъ ея трудился самъ; трудъ я;е даетъ право, въ сущности безправому, пр1емышу или пр 1 емному зятю требовать такую часть изъ семей наго имущества, которую онъ ваработалъ своимъ трудомъ въ теченш своего пребыватя въ данной семье. Скажу еще несколько словъ о личномъ найме у лопарей. Частью лопари, какъ я говорилъ уже выше, нанимаются въ сторожа для охранешя становищъ; этотъ видъ личнаго найма пе представляетъ собой никакого интереса: за небольшую плату лопари остаются по уходе промыгаленниковъ въ ихъ становищахъ; когда съ наступлетемъ зимы ледъ вагромождаетъ входъ въ губу, въ которой находится становище, лопари уезжаютъ въ свои погосты и затемъ лишь время отъ времени пр1езжаютъ (по очереди, если ихъ несколько) осматривать становище. Более интереснымъ является наемъ лопаремъ себе въ работники другаго лопаря. Если нанимаемый является неотделеннымъ сыномт., то необходи мо требуется coraacie родителей, или кроме того еще и большака, если семья „большая” , для того, чтобы считать договоръ найма действительнымъ. В ъ случае, если родители (или болыпакъ) будутъ противъ совершешя договора найма, а несамостоятельный членъ семьи темъ не менее пойдетъ въ работники, договоръ считается недействительнымъ, хотя бы работникъ и прослужилъ уже известный срокъ у хозяина. Срокъ, на который на нимаются, не определенъ строго, хотя обыкновенно нанимаются на годъ. Если отецъ со-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz