Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

S30 сателями, привычке лопарей сохранять свои деньги въ земле, привычке, существующей у русскихъ лопарей и въ настоящее время. Этотъ обычай некоторые писатели объясня­ ли скупостью лопарей, друпе, со словъ самихъ лопарей, объясняли это темъ, что лопари веруютъ, что въ загробной жизни эти деньги имъ пригодятся'. Разсказовъ о кладахъ ходитъ довольно много среди лопарей: они объясняютъ ихъ существоваше темъ, что клады были зарыты частью лопарями, убегавшими отъ чуди, частью самой чудью, когда последняя, преследуемая лопарями, зарывала награбленное ею лопар­ ское богатство. Указывают!, на несколько местъ, где, по мненно лопарей, клады должны непременно находиться. Такъ указываютъ на берега Чалмъ-озера, какъ на места, где находятся клады, на берега р. Туломы и т. д. Кладъ даетъ знать о своемъ месте на- хождешя либо темъ, что на месте, где лежитъ кладъ показывается огонь, либо дымъ. Для того, чтобы завладеть кладомъ, следуетъ, по представлетямъ пазрецкихъ лопарей, поступить следующимъ образомъ: когда увидишь таинственный огонь или дымъ, следуетъ идти прямо по направленно къ нему, несмотря по сторонамъ и не оглядываясь назадъ. После того какъ подойдешь къ кладу, следуетъ перебросить черезъ него рукавицу, по­ томъ идти за ней, поднять и перекинуть ее назадъ черезъ кладъ, снова вернуться и сно­ ва перекинуть рукавицу, после этого следуетъ сказать: „если ты будешь мне кладомъ— кладомъ и будь для меня, а если тутъ моя смерть, то пусть будетъ и такъ". Если на этомъ месте действительно кладъ— онъ покажется и разсыпится деньгами; если же смерть, то явится человекъ, который и умертвитъ смельчака. Изъ другихъ способовъ прюбретешя правъ на имущества, укажу еще разъ на трудъ, какъ на наиболее уважаемый лопарями источникъ прюбретешя права собст­ венности:—онъ смягчаетъ суровое кровное начало въ отнотенш къ членамъ семьи, да­ вая каждому изъ нихъ возможность иметь принадлежащую ему собственность, если онъ надъ прюбретешемъ или составлетемъ ея трудился самъ; трудъ я;е даетъ право, въ сущности безправому, пр1емышу или пр 1 емному зятю требовать такую часть изъ семей­ наго имущества, которую онъ ваработалъ своимъ трудомъ въ теченш своего пребыватя въ данной семье. Скажу еще несколько словъ о личномъ найме у лопарей. Частью лопари, какъ я говорилъ уже выше, нанимаются въ сторожа для охранешя становищъ; этотъ видъ личнаго найма пе представляетъ собой никакого интереса: за небольшую плату лопари остаются по уходе промыгаленниковъ въ ихъ становищахъ; когда съ наступлетемъ зимы ледъ вагромождаетъ входъ въ губу, въ которой находится становище, лопари уезжаютъ въ свои погосты и затемъ лишь время отъ времени пр1езжаютъ (по очереди, если ихъ несколько) осматривать становище. Более интереснымъ является наемъ лопаремъ себе въ работники другаго лопаря. Если нанимаемый является неотделеннымъ сыномт., то необходи­ мо требуется coraacie родителей, или кроме того еще и большака, если семья „большая” , для того, чтобы считать договоръ найма действительнымъ. В ъ случае, если родители (или болыпакъ) будутъ противъ совершешя договора найма, а несамостоятельный членъ семьи темъ не менее пойдетъ въ работники, договоръ считается недействительнымъ, хотя бы работникъ и прослужилъ уже известный срокъ у хозяина. Срокъ, на который на­ нимаются, не определенъ строго, хотя обыкновенно нанимаются на годъ. Если отецъ со-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz