Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

328 гоенодствуетъ и до сихъ иоръ еще м'Ьна. Точно также нормы, регулируюшдя отдачу ло­ парями своихъ земельныхъ участковъ въ аренду, какъ и самъ института аренды, по­ явились у нихъ подъ в.иятемъ колянъ и неченгскихъ братй. И до настоящаго времени отдача въ аренду своихъ участковъ почти не встречается между двумя лопарями, а лишь между лонаремъ и русскимъ. Вследсттае этого, съ этой стороны юридичесые обычаи ло­ нарей представляютъ мало интереса, уже въ виду того, что, какъ нормы не прививнияся на лопарской почве они являются и мало разработанными. Про способы отдачи своихъ земельныхъ участковъ въ аренду я говорилъ уже выше, что касается купли-прода­ жи, то и она редко встречается среди лопарей, быть можетъ, оттого, что у лопарей вооб­ ще денегъ почти не имеется вовсе; те-же изъ лопарей, которые ихъ имеютъ, предпочи- таютъ ихъ прятать либо въ зем.те , либо въ дуилахъ деревьевъ. Но если случается, что лопарь хочетъ что-нибудь купить у своего соилеменника, онъ, после иредварительпыхъ иереговоровъ съ продавцомъ, согласившись съ нимъ въ ценЬ, совершаетъ рукобитье. Ру­ кобитье можетъ иметь значете договора запродажи, или поставки, или собственно купли- продажи. Эти три понятся договоровъ купли знакомы лопарю, хотя онъ и пе отличаетъ каждый изъ нихъ особымъ назватемъ. Если у продавца вещь на лицо, но у покупателя нетъ денегъ, то рукобитье имеетъ лишь значете договора, но которому стороны обя­ зываются совершить продажу къ известному сроку, который и определяется еще ранее покупателемъ и продавцомъ при переговорах!., по взаимному соглашение. Если у продав­ ца нетъ на лицо продаваемой вещи, рукобитье имеетъ значете договора, по которому продавецъ обязуется доставить вещь покупателю къ определенному сроку. Если продава- ваемая вещь на лицо и если покупатель хочетъ сейчасъ-же доставить деньги продавцу, рукобитье завершаетъ договоръ и производится передача вещи, либо непосредственная, ли­ бо символическая; передача делается такимъ образомъ: продаваемая вещь передается одной рукой продавцомъ, и въ тотъ моментъ, когда покупатель ее беретъ, этотъ нослед- нй долженъ передать въ другую руку продавца следуемый за вещь деньги. Если пред- метомъ купли—нродажи служитъ вещь большая или животное, то передается либо часть предмета, либо какая-нибудь принадлежность упряжи животнаго: при прода?ке олепей пе­ редается возжа, при продаже овецъ или веревка или клокъ шерсти. Затемъ сдедуютъ „литки“ , водка для которыхъ покупается обеими сторонами: сначала продавцомъ и потомъ покупателемъ или наоборотъ. Иногда, при предварительномъ уговоре, стороны оиределяютъ, которой изъ двухъ следуетъ уплатить водку для литковъ. Свидетели не всегда являются необходимыми при сде.чкахъ купли; лишь въ техъ случаяхъ они являются необходимыми, когда покупаемый иредметъ имеетъ ценность въ глазахъ покупателя. Они избираются изъ постороннихъ, неродственныхъ сторонамъ лицъ; число ихъ неопределено. Часто призы­ ваются свидетелями все присутствуюшде однопогощане. Нетъ основашя предполагать, чтобы сами обряды, сопровождаюшде куплю—прода­ жу у лопарей, были заимствованы ими у соседей, какъ заимствованъ самъ договоръ. Ве ­ роятнее, что лопари, познакомившись съ новымъ институтомъ права, лишь перенесли на него все те обряды, которые они выработали себе ранее самостоятельно, совершая мену. За это говоритъ, между прочимъ, то, что при меие совершаются те-же обряды, какъ и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz