Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
325 До сихъ поръ следовательно встречается обычай оставлять на могиле все орутдя. которыми лопарь пользуется при жизни, какъ, наиримеръ, топоръ, ложку и т. п. Эти сведе тя, сообщенный мне лопарями, подтверждаешь между прочимъ и г. Рабо *), путешествовав шей по русской Лапландш въ 80-хъ годахъ. Встречается также, что лопарю надъ моги лой ставятч, небольшую деревянную покрышку, именно, такъ называемый жителями Архан гельской и Олонецкой губ., „Кивотъ."' Это, составленная изъ досокъ, невысокая четы- рехъугодьная рама, включающая въ себя могильную насыпь; надъ четырехугольникомъ поднимается двускатная крыша; въ раме или самой крыше сделано небольшое отверспе, по мненш жителей Архангельской и Олонецкой губ., чтобы душа могла вылетать. Обы чай делать „кивоты" следуетъ считать заимствованнымъ у русскихъ, населяющихъ по бережье Ве.лаго моря, которые, также хоронятъ своихъ мертвыхъ, оставляя на могиле лопаты, которыми копали, иногда заменяя настояшдя лопаты лишь моделями ихъ. Олень, на которомъ привезли покойника, продается обыкновенно родственникамъ и деньги, выру- ченныя отъ продажи, идутъ на уплату за приготовлете гроба и могилы и за отпевате. Иногда продается и другой олень, а не тотъ, на которомъ привезли гробъ—въ такомъ случае тотъ, который служилъ для отвозки покойника, не употребляется для езды въ теченш некотораго времени— обыкновенно впрочемъ до 6 недель. На проданномъ олене душа совершаетъ свое посмертное нутешесттае. Отпевате бываетъ при похоронахъ лишь въ техъ редкихъ случаяхъ, когда смерть произошла вблизи церкви или если священ- пикъ былъ случайно въ погосте въ моментъ смерти. Обыкновенно-же делаютъ такимъ образомъ: при пр!езде священника въ погостъ, просятъ его проехать на могилу, и онъ отслуживаетъ паннихиду, либо отпеваетъ покойника, либо после похоронъ отправляются къ священнику съ узелкомъ земли, взятой изъ могилы, и просятъ его совершить отпе вате заочно. Поминки совершаются неодинаково: иногда после трехъ дней по смерти, иногда черезъ шесть недель, иногда лишь вч, годовщину смерти. Въ родительскую субботу устрои- ваютъ обыкновенно поминки; если есть церковь вблизи, то въ церкви, если-же церкви вблизи нетъ, то ограничиваются лишь обедомъ. На Пасху ходятъ, если могилы по бли зости, христосоваться, но яицъ при этомъ на могилы не кладутъ. Родственницы обыкновенно носятъ трауръ: черный сарафанъ и черную косынку; девушки до шести недель, замужтя до 1 года. В ъ теченш шести недель девушки не участвзгютъ въ играхъ и не ходятъ на вечеринки, где таковыя устраиваются. Мужчины траура не носятъ. На могилахъ ставятъ кресты, причемъ па кресте вырезаютъ клеймо умергааго, либо делаютъ карандашемъ надпись, обозначая имя и фамилш умершаго. Такъ какъ грамотныхъ лопарей почти нетъ вовсе, то кресты часто возятъ къ священникам'!, съ просьбой сделать ту надпись, „что обыкновенно на кресте бываетъ1. Среди пазрец- кихъ лопарей существуютъ еще приметы, при помощи которыхъ они стараются отгадать, хоропто-ли будетъ умершему на томъ свете: если похороны совершаются зимой и на мо гилу падетъ снегъ — значитъ покойному будетъ хорошо и въ погосте не скоро будетъ втораго случая смерти. Если же въ это время ясная погода и много звездъ на небе ') Rovue d’Etlmograpliie 1885. № 1.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz