Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

325 До сихъ поръ следовательно встречается обычай оставлять на могиле все орутдя. которыми лопарь пользуется при жизни, какъ, наиримеръ, топоръ, ложку и т. п. Эти сведе­ тя, сообщенный мне лопарями, подтверждаешь между прочимъ и г. Рабо *), путешествовав­ шей по русской Лапландш въ 80-хъ годахъ. Встречается также, что лопарю надъ моги­ лой ставятч, небольшую деревянную покрышку, именно, такъ называемый жителями Архан­ гельской и Олонецкой губ., „Кивотъ."' Это, составленная изъ досокъ, невысокая четы- рехъугодьная рама, включающая въ себя могильную насыпь; надъ четырехугольникомъ поднимается двускатная крыша; въ раме или самой крыше сделано небольшое отверспе, по мненш жителей Архангельской и Олонецкой губ., чтобы душа могла вылетать. Обы­ чай делать „кивоты" следуетъ считать заимствованнымъ у русскихъ, населяющихъ по­ бережье Ве.лаго моря, которые, также хоронятъ своихъ мертвыхъ, оставляя на могиле лопаты, которыми копали, иногда заменяя настояшдя лопаты лишь моделями ихъ. Олень, на которомъ привезли покойника, продается обыкновенно родственникамъ и деньги, выру- ченныя отъ продажи, идутъ на уплату за приготовлете гроба и могилы и за отпевате. Иногда продается и другой олень, а не тотъ, на которомъ привезли гробъ—въ такомъ случае тотъ, который служилъ для отвозки покойника, не употребляется для езды въ теченш некотораго времени— обыкновенно впрочемъ до 6 недель. На проданномъ олене душа совершаетъ свое посмертное нутешесттае. Отпевате бываетъ при похоронахъ лишь въ техъ редкихъ случаяхъ, когда смерть произошла вблизи церкви или если священ- пикъ былъ случайно въ погосте въ моментъ смерти. Обыкновенно-же делаютъ такимъ образомъ: при пр!езде священника въ погостъ, просятъ его проехать на могилу, и онъ отслуживаетъ паннихиду, либо отпеваетъ покойника, либо после похоронъ отправляются къ священнику съ узелкомъ земли, взятой изъ могилы, и просятъ его совершить отпе­ вате заочно. Поминки совершаются неодинаково: иногда после трехъ дней по смерти, иногда черезъ шесть недель, иногда лишь вч, годовщину смерти. Въ родительскую субботу устрои- ваютъ обыкновенно поминки; если есть церковь вблизи, то въ церкви, если-же церкви вблизи нетъ, то ограничиваются лишь обедомъ. На Пасху ходятъ, если могилы по бли­ зости, христосоваться, но яицъ при этомъ на могилы не кладутъ. Родственницы обыкновенно носятъ трауръ: черный сарафанъ и черную косынку; девушки до шести недель, замужтя до 1 года. В ъ теченш шести недель девушки не участвзгютъ въ играхъ и не ходятъ на вечеринки, где таковыя устраиваются. Мужчины траура не носятъ. На могилахъ ставятъ кресты, причемъ па кресте вырезаютъ клеймо умергааго, либо делаютъ карандашемъ надпись, обозначая имя и фамилш умершаго. Такъ какъ грамотныхъ лопарей почти нетъ вовсе, то кресты часто возятъ къ священникам'!, съ просьбой сделать ту надпись, „что обыкновенно на кресте бываетъ1. Среди пазрец- кихъ лопарей существуютъ еще приметы, при помощи которыхъ они стараются отгадать, хоропто-ли будетъ умершему на томъ свете: если похороны совершаются зимой и на мо­ гилу падетъ снегъ — значитъ покойному будетъ хорошо и въ погосте не скоро будетъ втораго случая смерти. Если же въ это время ясная погода и много звездъ на небе ') Rovue d’Etlmograpliie 1885. № 1.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz