Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
824 щинъ одЪваюгь въ сарафанъ; на голову имъ надеваютъ повойник!,. Сверху покойника закрываютъ саваномъ; лицо прикрывается белого новою тряпкою. На Нотозере, въ Сонге- лахъ и Macee.ibrt покойниковъ одеваютъ приблизительно также, но рубаха можетъ быть и разноцветная и должна бить непременно повой; подъ каньги надеваютъ обыкновенно чулки и у каньговъ, у которыхъ носки загнуты кверху, также обрезываютъ носки. Обыкновенно после одевав1я покойника несутъ въ амбаръ и оставляютъ его тамъ лежать на доскахъ, пока не сделаютъ гробъ. Въ амбаръ въ ато время никто не долженъ входить. Въ большинстве случаевч. покойнику кладутъ па грудь икону, которая однако берется обратно при опусканш тела въ землю. Гробъ должны изготовить те мужчины, у которыхъ жены не беременны, и которыя уже перестали кормить младенцевъ грудью. У беременныхъ женщинъ или кор- мящихъ грудью детей, мужья не могутъ ни делать гроба, ни рыть могилы, такъ какъ въ противномъ случае дети скоро умрутъ. Запрещается также всемъ жителямъ погоста за ниматься какимъ-бы то ни было своимъ деломъ: все должны работать на покойника, или, но крайней мере, быть готовыми служить ему—въ противномъ случае имъ грозите смерть (Пазрека). Гробъ обыкновенно делается изъ досокъ и лишь редко выдалбливается иэъ дерева. Въ однехъ местностяхъ гробъ покрываютъ крышкой, въ другихъ хоронятъ безъ нея. Черезъ полдня, или въ крайнемъ случае черезъ день, гробъ бываетъ готовъ; тогда входятъ въ амбаръ, снова кадятъ вокругъ мертваго и тотъ, кто делалъ гробъ, долженъ положить въ него покойника. (Нотозеро—Массельга). После этого спешатъ его похоро нить; въ Пазреке гробъ ставятъ на сани и на оленяхъ везутъ его на место погребешя. На Нотозере въ сани впрягаются родственники умершаго (дяди, родные и двоюродные братья, крестный отецъ или крестникъ)—ими то и везется гробъ до места назначетя. Остальные родственники следуютъ за гробомъ. Женщины должны выказывать свое горе громкинъ плачемъ; некоторый для выражешя своего горя царапаютъ себе лицо. Причи- ташй определенныхъ нетъ, но все присутствукпще спрашиваютъ покойника, зачемъ онъ ихъ оставилъ, былъ-ли онч, чемъ-нибудь недоволенъ и т. п. Могилы роютъ обыкновенно чрезвычайно мелкими— У2 аршина, редко 1 аршинъ глубины. Когда въ настоящее время священники въ техъ погостахъ, где есть церковь, стали требовать, чтобы могилы копа лись глубиной въ 3 аршина, лопари оказались очень недовольными и считаютъ ато од нимъ изъ самыхъ сильныхъ притеснешй. Могилы либо просто засыпаготъ землей, либо, нокрывъ покойника слоемъ земли, остальное пространство заваливаютъ каменьями. После похоропъ—устраиваютъ обедъ, реже пиръ. На томъ и другомъ определенныхъ кугаашй не полагается; присутствуютъ все провожавпие. На обеде пыотъ водку, хотя пьянства и не бываетъ; выпивая рюмку, лопарь говоритъ: помяни Господи раба такого-то. Обыкно венно на третй день после похоронъ, иногда-же въ самый день похоропъ происходите положеше на могилу техъ или иныхъ предметовъ. Кладутъ обыкновенно либо тупой то- поръ, либо рыболовныя снасти- встречается, хотя изредка обычай оставлетя саней на могиле: сани, на которыхъ привезли покойника, опрокидываются на могилу полозьями вверхч,. Еще реже обычай положешя подъ сани кусковъ оленьяго мяса, либо хлеба и неболь- шаго сосуда съ водкой—все это делается, по словамъ лопарей, для того, чтобы покой- никъ могъ ездить на томъ свете, ловить рыбу, рубить деревья, какъ онъ это делалъ во время своей земной жизни.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz