Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

27 ихъ свЪтомъ христнской веры, пршбщить ихъ къ стаду обширнойримско-католической цер­ кви. О точпыхъ результатахъ этоймиссюнерской деятельности, до X V I в'Ька, намъ почти- что ничего неизвестно, но, вероятно результатыбылидалеко нетаме, какихъ желали и ожи­ дали проповедники, отправляясь въ полудикую, почти что девственную страну, къ полу­ дикому мало имъ знакомому пароду. И неудивительно: проповедуя на непонятномъ для лопарей языке, быть можетъ съ некоторым!, презретемъ относясь къ нииъ самимъ — •эти мисмонеры не могли сделать попятными для поклоняющагося грубымъ истуканамъ лопаря—возвышенное учете христианства. Принимая для виду хрптанство—лопари оста­ вались теми-же язычниками, съ развитой миеолопей, какими они были и до знакомства своего съ миссшнерами. II само шведское правительство мало обращало внимашя на ре­ зультаты миссюнерской деятельности: оно зналолопарей лишь по насяьшке, имело съ ними дело лишь при посредстве биркарлей. Существуетъ даже иввеспе, что биркарли препят­ ствовали изъ корыстныхъ разсчетовъ распространенно хриспанства среди лопарей. Такъ Дaмiaнч> а Гоесъ (Damiaims a Goes) въ своей, обращенной къ папе Павлу III Deplora- tio Lappianae gentis (1540 г.) указываетъ, что биркарли „vetabant eos (лопарямъ) cliri- stianos fieri, ne subditi suayi jugo Christi, aliquid lucelli еопш tyrannidi et rapacitati sub ducant, et aliquid ex vectigalibus decrescat“ '). Такъ длилось до X V I века, когда лопари, наконецъ, освободились отъ власти бир- •у' карлей. Шведское правительство, столкнувшись лицомъ къ лицу съ лопарями, сочло пуж- нымъ позаботиться не только объ освобожденш ихъ отч, сетей, которыми они были спу­ таны благодаря биркарлямъ—но и отъ техъ „ сетей дьявола, благодаря которыиъ они бродили по пути къ погибели, принося жертвы камнямъ и деревьямъ". Со временъ Гу­ става Вазы начинается энергичная пропаганда христчапскихъ истинч. среди лопарскаго населетя королевства сч. целью сделать изъ нихъ хриспанч. не только по имени, но и по духу. Еще при Густаве I много лопарей не приняли крещешя, ихъ то и следовало заставить соединиться сч. христианской церковью. „Дошло до насъ, говорится вч, грамоте этого короля, отч. 24-го ноля 1559 года, что много есть среди васч. (т. е. лопарей), которые не приняли еще крещетя“ . Такими словами начинается это окружное послате кч. лопарямъ. Изъ этихч. словъ видно, что трехъ-вековая деятельность миссюнеровъ не привела кч. результатамъ для нихъ желаннымъ. Распространете хриспанства въ это вре­ мя производилось следующимъ образомъ: „зимой, говоритч. Бурей, когда наетупаетч. время собирать дань сч, лопарей, въ определенное место, и кч> определенному времени собираются лопари. Вч> это-же время пр1езжаютч, туда и священники, которые крестятч, ихъ детей, и учатч. лопарей основамч. христианской веры и на следующей годч. экзаме- нуютъ ихъ въ томъ, чему они въ предшествующемъ году ихъ научили, требуя отъ нихъ христчанскаго образа мышлешя. Но ато, прибавляетч, Шефферч, вследъ за цитатой Ъу- рея, началось только со временъ Густава, такъ какъ прежше короли сч. лопарей дани не брали. Следовательно, до Густава не было и того—не удивительно поэтому, что трехъ-вековыя уси.’пя мисгаонеровч. пи кч. чему не привели, и что лопари предстали *) Sjogren. Gesammelte Sehriften I., p. 95. 4

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz