Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

393 кости, редко изъ кремня. Железо было найдено лишь въ одной могиле, именно неболь­ шой кусокъ на подоб1е наконечника копья; также было найдено небольшое металлическое изображеше медведя. Таковы расконанныя въ Скандинавшмогилы. Повидимому оне относятся кч, более древнему времени, чемъ X Y II в-Ькъ, такъ какъ въ то время, по словамъ Шеффера, унот- реблеме железа было уже распространено среди лопарей и роговыя оруд 1 я встречались уже р^дко. Какъ бы то ни было, но, въ общихъ чертахъ, результаты раскопокъ лишь подтверждают!» сведетя древнихъ писателей о ногребенш лопарей; наиболее интереснымъ добавлетемъ является находка бересты, украшенной какъ изображетями зверей, такъ и картинами жизни лопаря: по всемъ верояпямъ, изображеше зверей заменило собой обы­ чай положешя вч» могилу этихъ животныхъ; что-же касается до изображешй картинъ изъ я;изни лопарской, то оне вероятно имели целью прославить деятельность покойника и, быть можетъ, какъ это мы встречаемъ у некоторыхъ народностей, указать на будущую дея­ тельность усопшаго въ загробномъ Hipe. Не менее важнымъ добавлетемъ является и описаше могилъ, объ устройстве которыхъ современники не оставили намъ сведетй. Сравнивая обряды при погребенш современныхъ русскихъ лопарей съ таковыми-же обрядами древнихъ лопарей скандинавскихъ, мы увидимъ, что въ основе своей они оста­ лись теми-же самыми, хотя въ частностяхъ и претерпели более или менее значительный изменешя. Прежде всего остановлюсь на местахъ погребешя умершихъ. Въ этомъ отно- шенш мы не находимъ единообраз1я: если лопарь умеръ зимой, въ то время, какъ все продолжаютъ жить еще въ зимнемъ погосте, его хоронятъ, какъ хоронили древше лопари своихъ умершихъ, въ лесахъ, на горахъ, по берегамъ рекъ, и озеръ, подальше отъ по­ госта; это, конечно, не можетч» относиться къ темъ лопарскимъ погостамъ, вч, которыхъ находятся церкви— тамъ естественно хоронятъ на особо отведенныхъ кладбищахъ. Если случается, что лопарь умираетъ во время весенняго, летняго или осенняго промысла, сле­ довательно въ дали отъ своего погоста, а также во время переходовъ съ одной тони на другую—его родственникамъ некогда везти его къ погосту или на кладбище: они хоро­ нятъ его недалеко отъ того места, где онъ умеръ. Вследств1е этого, а также вследеттае того, что церквей въ Лапландш вообще мало, христчанскй способъ погребешя. не вотпелч, еще среди лопарей вч» полную силу. Обычай оставлять жилище, въ которомч» кто нибудь скончался, остался до сихъ поръ среди русскихч» лопарей некоторыхъ местностей: тотчасъ после кончины все род­ ственники выходятъ изъ тупы, оставляютч» ее открытой и возвращаются вч» нее лишь черезч» несколько дней (7— 9). Вч» другихъ местностяхъ покойника выносятъ изч, тупы и гагадутч» вч» амбаръ, вследств{е чего родственникам!, нетч, опасности оставаться въ тупе. Тело стараются обмыть какч» мояшо скорее, пока оно еще не остыло; при этомъ жен­ щинъ всегда моютъ женщины, мужчинъ мужчины, или за недостаткомъ ихч», старый жен­ щины. В ъ некоторыхъ местностях!» вокругъ покойника кадятъ до омоветя его. После омовешя пристунаютъ кч» его одеванш: въ Пазреке на него надеваютч» белую руба­ ху и штаны; затемъ его опоясываютъ поясомч»; на ноги надеваютъ каньги; а если у последнихъ концы загнуты кверху, то обрезаютъ ихъ. Вместо опорч» шерстяныхч», которыми обыкновенно завязываются каньги на ногахъ, ихч» прикрепляютъ сеномъ. Жен-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz