Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

321 которыхъ однако постоянно предлагаются вопросы покойнику для чего и на кого онъ ихъ покинулъ. Среди скапдинавскихъ лоиарей намъ неизвестны причиташя, но вероятно и тамъ они существовали. Большинство авторовъ, въ томъ числе и ТПубертъ (X IX в.), сообщаетъ, что при нохоронахъ лоиари поднимаютъ вой (Gelieule) и продолжаютъ его часто долго еще на мо­ гиле. ') Вероятно, что среди этого воя, какъ среди воплей современныхъ русскихъ ло­ иарей, предлагались также вопросы покойнику, и эти вопросы являются лишь остатками древнихъ причиташй. Засвидетельствованные писателями X V II века погребальные обряды лопарей скан­ динавскихъ приходятъ въ заметный упадокъ уже въ конце X V III века. Такъ Ацерби сообщаетъ, что все, что оставляютъ на могиле, заключается лишь въ старыхъ саняхъ, которыя и опрокидываются на нее. Прежде, замечаетъ онъ, существовалъ обычай покры­ вать могилу кучей камней, но этотъ обычай совсемъ вишелъ изъ употребления; прежде оставлялись съестные припасы на могиле, и лоиари покидали местность, где умеръ кто нибудь изъ членовъ семьи ицерекочевывали на другое; въ теченш нервыхъ трехъ летъ по­ сле смерти имели обыкновеше въ могилахъ проделывать отверспе и класть въ него ли­ бо немного табаку, либо что нибудь другое изъ того, что особенно любилъ покойникъ.!) Но то, что Ацерби засталъ уже давно отмершимъ обычаемъ, Гегстремъ застаетъ еще частью свежимъ предашемъ, частью еще обычаемъ господствующимъ; по его словамъ, въ Кайтоме существовалъ обычай, согласно съ которымъ родственники или друзья умершаго, проходя мимо его могилы, бросали ему кусочекъ табаку; на счетъ оленя, о жертвонри- ношенш котораго подробно сообщаютъ Шефферъ и Реньаръ, Гегстремъ передаетъ тоже самое, лишь въ более сокращенномъ виде. 3). Какъ ни интересны сведешя, сообщаемыя намъ писателями XVH и X V III вековъ о погребальныхъ обрядахъ лопарей, они далеко не имеютъ должной полноты и не исчер- пываютъ ихъ. Поэтому крайне интересными являются сведетя, которыя мы можемъ по­ черпнуть о погребальныхъ обрядахъ древнихъ лопарей, добытыя изъ раскопокъ ихъ мо- гилъ: эти сведетя дополнять извеспя писателей о древнихъ обрядахъ при иогребенш среди лопарей, темъ 'более, что некоторыя изъ раскопанныхъ могилъ относятся къ эпо­ хе, далеко предшествовавшей той, отъ которой дошли намъ извеспя отъ древнихъ писа­ телей. Подробный извесйя о результатахъ, къ которымъ привели раскопки лопарскихъ мо­ гилъ, мы находимъ у Горка, *) излагающаго ихъ со словъ Нордви; сведетя эти отно­ сится къ могиламъ, раскопаннымъ въ скандинавской Лапландш. Древшя могилы, пишетъ Горкъ, разнообразны; обыкновенно встречаются следую- iuie три вида ихъ; (все оне встречаются на отвесахъ горъ, около священныхъ горъ, въ недалекомъ разстоянш отъ канищъ или на крутыхъ берегахъ озеръ или болыпихъ рекъ и берегу моря; почва для нихъ выбиралась каменистая). Первый видъ могилъ есть ничто иное, какч, естественный пещеры или углублешя иа отвесахъ горъ; отверспя ихъ после ') Schubert. Reise, II, p. 294. а) Acerbi. Reise. p. 486. 3) Hogstrom. Beschreibimg. p. 229 *) Gorck. Die Lapplander, (въ Zeitschrift fin- Ethnolog-ie. V III. 1876. pp. 51, 52;. 41

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz