Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
320 лов1зка, болынихъ или меньшихъ размеровъ, смотря потому, какова внешность была по койника 1). Таковы сведетя объ обрядахъ при погребенш русскихъ лопарей, живущихъ около Колы. Мартиньеръ, бывшй въ Лапландш въ 40 годахъ X V II стол'Ьия, пбсбтилъ Колу и былъ тамъ свид’Ьтелемъ погребешя лопаря: по словамъ его, лопаря погребали спустя часа 4— 6 после его кончины; покойника обертывали въ полотно, оставляя открытыми руки и лицо, затемъ его клали на медвежью шкуру и вместе съ последней на деревяниыя носилки. Все это д'Ьлалось шестью наиболее уважаемыми друзьями умершаго. Въ рук'Ь мертвецъ держалъ кошелекъ съ деньгами, около тела лежала бутылка водки, съ копче- нымъ оленьимъ мясомъ и рыбой; это должно было служить запасомъ на дорогу. За нимъ лежали корни елокъ, долженствовавппе служить ему для освещетя дороги. Когда все было установлено, они начали, обходя вокругъ покойника, кричать и обращаться къ нему съ следующими вопросами: не виновата ли его ягена или ребенокъ въ его смерти, не терп'Ьлъ ли онъ какого-либо лишетя, не чувствуетъ ли онъ голода или жажды и. т. п. Все это они д'Ьлали, оставаясь въ наклоненномъ положенш Остальныя сведетя, которыми Мартиньеръ добавляетъ свое описате—являются хриспанскими: погребете совершается въ присутствш священника: на груди покойника лежитъ образъ Николая Чудотворца и т. п. 2)t Какъ ни интересны сообщенныя Мартиньеромъ св'Ьд'Ьтя о погребальныхъ обрядахъ коль- скихъ лопарей X VH в., сл'Ьдуетъ, однако, заметить, что въ данномъ описанш мы име- емъ ритуалъ, который, быть можетъ. является лишь исключительнымъ; лопари въ самой Кол'Ь никогда не жили; Сл’Ьдовательно, виденныя Мартиньеромъ похороны совершались надъ лопаремъ, вероятно, лишь временно прибывшимъ въ Колу; вследсттае этого является неразрешенными вопросами: употреблялась-ли медв'Ьжья шкура для положешя на нее по койника постоянно для погребешя, или ее взяли лишь случайно за неим’Ьтемъ ничего другаго, хоронили ли всегда лишь по прошествш 4—6 часовъ после смерти, или это было вызвано въ даннномъ случае особыми обстоятельствами; считалось-ли присутсттае священника необходимымъ или нетъ и т. д. Если сравнить современные похоронные об ряды русскихъ лопарей, то окажется, что, повидимому, присутеттае священника, икона на груди покойника—были вызваны лишь темъ, что погребете происходило въ Коле, сле довательно среди русскаго населешя, где была церковь и не могутъ считаться господ ствовавшими повсеместно. Единственно, что есть чисто языческаго, вероятно, распростра- неннаго по всей русской Лапландш, это положение вм'Ьст'Ь съ покойникомъ водки, съест- ныхъ припасовъ, денегъ и корней деревьевъ для освещетя дороги. Остальное же, быть можетъ, и было обычаемъ распространеннымъ, но, быть можетъ, было вызвано лишь слу чайными обстоятельствами. Что касается причиташй, о которыхъ упоминаетъ Мартиньеръ, то они вероятно были употребительными среди лопарей не только русскихъ, но и скандинавскихъ: действи тельно, причиташй въ настоящемъ смысле этого слова теперь мы не встречаемъ въ рус ской Лапландш—они заменились или лучше сказать выродились въ простые вопли, среди V Kegnard. Voyage, p. 50, 51. Schefferus Lapponia p. 316. 2) Martiniere. Voyage des pays septentrionaux. pp. 177—179.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz