Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

319 и Реньаръ, хотя пос.л'Ьдтй прибавляете къ известно объ оставлении жилища, где умеръ родственникъ, еще извете, что иногда это жилище впоследствш разрутаготъ 1). Хоро- нятъ двоянимъ образомъ: одинъ похоропный ритуалъ сохранилъ въ себе более языче- скихъ обрядовъ, другой видоизменился подъ влишемъ хриспанства. Начнемъ съ пер­ ваго: покойника обвертываютъ холстиной, если онъ былъ богатымъ человекомъ, въ про- тивномъ случае, его нокрываютъ вместе съ головой шерстью obsoliata; некоторые оде- ваютъ ихъ въ лучгшя одежды, принадлежавшая умершему при жизни. Когда следуетъ везти покойника хоронить, ближайшее къ покойнику лицо (мужъ, жена, отецъ, дети) должно было подарить тому, кто положитъ покойника въ гробъ, латунное кольцо; это кольцо надевалось на правую руку исполняющаго эту обязанность, лица, которое не должно было снимать его до техъ поръ, пока-похороны не окончатся, изъ опасешя, что­ бы съ нимъ не случилось чего-нибудь дурнаго. Гробъ обыкновенно выдалбливался изъ дерева. Более древнШ, чемъ положете въ гробъ покойника, обычай, это положепхе по­ койника въ землю безъ гроба, просто на саняхъ, засвидетельствованный въ X V II веке. Некоторые окружали й покрывали сани съ те.томъ покойника со всехъ сторонъ пнями (stipitibus arborum) для того, чтобы могила дольше сохранялаьс въ целости, а тело не было съедено дикими зверями. МЬстонъ погребешя выбирали местности уединенныя, пре­ имущественно леса; хоронили также и въ пещерахъ, причемъ входъ въ нихъ заваливали камнями. Съ покойникомъ клали обыкновенно топоръ, огниво, иногда лукъ, стрелы; остав­ ляютъ на могиле также все одежды въ которыхъ больной скончался, также постель его, одеяло и т. п. Оставлялись и сани, на которыхъ привезли покойника къ могиле, если ихъ ие хоронили вместе съ нимъ. Лопари обычай иоложешя съ покойникомъ огнива объясняли тЬмъ, что когда будетъ воскресеше мертвыхъ, то въ темноте оно потребуется для освещешя дороги, топоръ же клался для того, чтобы по дороге въ небеса прорубать себе дорогу, если деревья будутъ мешать идти впередъ 2). Естественно что это объ­ яснете возникло подъ вл1ятемъ хриспанства, познакомившаго лопарей съ верой въ вос- кресете мертвыхъ и заменило собой более древнее воззреше, что все эти предметы не­ обходимы для усопгааго на томъ свете, где онъ будетъ вести тотъ же образъ жизни, какъ и на земле и охотиться, и раскладывать костры, и рубить деревья. Таковъ язычесгай способъ погребешя; что касается того способа погребешя, ко­ торый возникъ подъ вл1яшемъ хриспанства, то онъ отличается лишь темъ, что покой­ ника клали въ гробъ, совершали надъ нимъ хриспанекое отпеваше и хоронили его не въ лесахъ или пещерахъ, а на кладбищахъ. Въ дальнейшемъ оба ритуала сходятся. По словамъ Реньара, могилу поливаютъ водой. На треий день после похоронъ совершается тризна. Убиваютъ того оленя, который былъ запряженъ въ сани, на кото­ рыхъ везли покойника хоронить; мясо оленя варится и съедается, но кости тщательно собираются и складываютъ ихъ въ ящикъ, который потомъ зарываютъ въ землю; къ ящику съ костями оленя обыкновенно присоединяютъ сде.ланое изч. дерева изображеше че- 0 Regnard. Voyage p. 69. г) S chefferus. Lapponia. pp. 313—31G.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz