Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
или нетъ. Но, не давая ему ничего изъ семейнаго имущества, отецъ является обяван- нымъ выдать сыну те предметы, которые тотъ сработалъ самъ, а также и приданое жены сына, если последнй женатъ. А. Я. Ефименко х) добавляетъ, что сьшъ при самовольномъ уходе получаетъ и ружье; мне сообщали, что ружье выдается сыну лишь въ томъ слу чае, если оно ему было подарено раньше отцомъ или кемъ-нибудг» изъ родственниковъ, или, если оно было куплено сыномъ на принадлежащая ему деньги; въ противномъ слу чае отецъ, имея хотя-бы несколько ружей, не является обязаннымъ выдать одно изъ нихъ сыпу, хотя, конечно, таие случаи и не редки. При разделе съ согламя отца, снова выстуиаетъ съ силой трудовой принцицъ, именно: изъ всего имущества обыкновенно выделяютъ все предметы, сработанные сы номъ, или подаренные ему, или купленные на его деньги, и затемъ остальное имущество уже поступаетъ въ разделъ. Доля сына определяется волей отца: сколько онъ пожелаетъ, столько онъ и выделитъ сыну, и отца нельзя обязать дать непременно известную опреде ленную часть отделяющемуся сыну. Какъ де.чятъ оленей, принадлежащихъ сыну, я го- ворилъ уже выше. Если въ семье несколько сыновей, то отецъ можетъ дать одному больше, другому меньше—по усмотренио. Но обыкновенно отецъ руководится въ втомъ случае следующимъ соображешемъ: насколько тотъ или другой изъ сыновей являлся хорошимъ работпикомъ, то хорошему работнику онъ всегда дасгъ больше, чемъ плохому. Мать при семейномъ разделе даетъ обыкновенно часть своего приданаго сыновьямъ, но эта выдача имеетъ характеръ дара, и отецъ въ распределете приданаго своей жены между сыновьями обыкновенно не вмешивается. Младпий сынъ обыкновенно остается при родителяхъ, но этимъ последнимъ дается право оставить у себя вместо младшаго и дру гаго изъ сыновей— „кто посмирнее". Если лопарь, принявъ зятя къ себе въ домъ, оста- вилъ его при себе даже после рождетя сына и если, ио достижеши сыномъ зрелаго возраста, происходите семейный разделъ, то нередко случается, если зять хорошъ, то тесть ему выделяете даже большую часть семейнаго имущества. Переходя къ погребальнымъ обрядамъ лопарей, следуете отметить, что они, какъ впрочемъ и мнопе, въ настоящее время сильно изменились и упростились сравнительно съ прежнимъ временемъ: это упрощете зависитъ главнымъ образомъ отъ упадка древ нихъ представлетй лопарей, вследсттое чего и мнопе обряды, какъ последеттае этихъ верованй, были постепенно забыты. Сведетя о погребальныхъ обрядахъ лопарей мы имеемъ за разное время и изъ разныхъ местностей—и все они въ общихъ чертахъ сходятся мелсду собой, во всехъ нихъ сквозятъ съ большей или меньшей силой одни и те же представлетя о мертвомъ и о загробной жизни. Не касаясь свидетельства Певцера объ обычае, существовавшемъ у лопарей, хоронить покойниковъ подъ очагомъ, укагку лишь на свидетельства писателей второй половины ХУП века. Шефферъ сообщаете, что после смерти родственника все оставляютъ вежу, где лежитъ покойникъ. Толсе говоритъ и Самуилъ Реенъ, прибавляя, что это делается въ тотъ-же день изъ боязни мертвыхъ 2). То лее самое подтверя;даетъ 1) 3. И. Р. Г. О. V III, стр 28. 2) Shefferus Lapponia p. 312.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz