Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

312 недавно женившйся лопарь утоиулъ, то вдова его должна была заплатить шесть оленей своему свекру, чтобы онъ отыскаяъ Нпо утонувпгаго, хотя это и былъ его сынъ... Они содержатъ своихъ престар'Ьлыхъ родителей изъ чувства стыда, но никогда не д'Ьлаютъ этого изъ чувства любви къ нимъ. Я виделъ примеры, когда лопарь имелъ настолько состояшя, что могъ содержать своихъ родителей, но оставлялъ ихъ нищенствовать. Въ 1743 г. былъ случай, что старикъ-лопарь, просивипй милостыню, обходя погосты, упалъ на дороге отъ усталости и холода и умеръ, сына его не могли побудить привезть тело отца, мало того онъ не хоте.лъ даже дать своихъ оленей лицу, которое вызвалось ато сделать. Вследсттае этого редко случается, что родители прекращаютъ свое хозяйство и идутъ жить къ детямъ, если не брать техъ случаевъ, когда родители впадаютъ въ край­ нюю бедность" *). Этимъ сведешямъ противоречите всецело ноказаше 1оанна Торнея, который пишетъ, что лопари оказываютъ своимъ родителямъ должное почтете и честь, такъ что когда те состарятся, дети не перестаютъ заботиться о нихъ и съ величайшей заботливостью до самой ихъ смерти кормятъ и греютъ ихъ а). Таковы протиречивыя по- казашя древнихъ писатей по атому вопросу. Объяснить это разноглайе можно лишь темъ, что сведем эти относятся къ разнымъ мЬстностямъ Лапландш: повидимому, въ то вре­ мя, какъ въ однехъ местностяхъ господствовали хороппя отношешя между родителями и детьми, въ другихъ—отношешя эти были очень холодны. Не входя въ объяснете этого факта по отношенш къ древнимъ лопарямъ, посмотримъ, каковы отношешя господствуютъ среди современныхъ русскихъ лопарей между родителями и детьми, какъ въ личныхъ отношетяхъ, такъ и въ имущественныхъ. При разборе этого вопроса следуетъ строго отличать взглядъ лопарей на власть отца сч. одной стороны и обязанности детей съ другой, отъ того, какъ этотъ взглядъ применяется въ действительной жизни. Вч, этомъ отношении мы увидимъ несоответст- Bie общаго взгляда на власть родительскую съ применетемч, той власти въ действитель­ ной жизни. В ъ настоящее время лопари обыкновенно жйвутъ такъ называемыми малыми семьями, хотя и встречаются семьи болытя. Въ господстве у лопарей въ прежнее время боль- гаихъ семей мы убеждаемся какъ ивъ писцовой книги Алая Михалкова (1608— 1611 гг. 3), такъ и изъ переписи 1716 г. Въ обоихъ источникахъ мы видимъ, что въ одной веже помещаются подчасъ уже сыновья, женатые и неженатые внуки, либо несколько братьевъ женатыхъ вместе съ своими детьми, Но постепенно болытя семьи начинаютъ распа­ даться. Крайне трудно, конечно, определить причины приведешя лопарей къ переходу отъ жизни большими семьями къ жизни семьями малыми. Вероятно однако, что эти при­ чины не отличались отъ причинъ сказывающихся повсюду при ломке болыпихъ семей, именно, причины экономичесия, и развивающееся чувство индивидуальности. Поводами-же къ разделу, вероятно, служили несоглаыя и ссоры между членами семьи, которыя и до сихъ поръ служатъ поводами къ разделамъ почти всюду, въ томъ числе и у лопарей современныхъ. г) Hogstrom. Beschreibung, pp. 155, 156. а) Scheffus. Lapponia. p. 88. 3) См. приложеше 2-e.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz