Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

310 вольно равнодушно, но это крайне редко. Обыкновенно они просятъ священника дать ре­ бенку имя того святаго, намять котораго празднуется въ день рождетя ребенка или въ день его крещешя, причемъ считаютъ, что такимъ образомъ ребенокъ, отданный подъ покровительство, именно, этого святаго, будетъ счастливее. Часто так;ке при выборе имени руководствуются и именами предковъ, стараясь дать ребенку имя одинаковое съ кемъ нибудь изъ умершихъ уже его предковъ по отцу; при этомъ даютъ обыкновенно имя ближайшаго предка деда, если онъ умеръ ул;е, либо прадеда, если дедъ еще живъ. Въ этомъ последнемъ обычае нельзя не видеть отголоска того времени, когда лопари, смывая съ ребенка хриепанское его имя, давали ему имя по какому-нибудь умершему предку, въ убеждепш, что онъ будетъ такимъ же сильнымъ и здоровымъ, какъ и его предокъ. Это воезрете сквозитъ и въ обычае русскихъ лопарей, когда если они го­ ворятъ, что такимъ образомъ ребенокъ „получитъ счаспе деда (или прадеда) Давая своимъ детямъ хриспансюя имена— лопари проивносатъ ихъ но своему и подчасъ сильно искажаютъ ихъ. Приведу для примера некоторыя имена въ выговоре ло­ парей Пазрецкихъ: Герасимъ— Ярастиашд; Степанъ— Тяпанъ; ВасилШ— Васькв; Иванъ— Евванв, уменьшительное— Евванашб; Максимъ— Маша; Михайло— Меккашв; Александръ— Олесъ; Алексей— Олляшв; Андрей— Ондре; Сежяъ—Семманв; Илья— Ильяшв. Женсмя: Mapifl —Марьи , уменып.— Марьешв; Евдогая— Ой, Оцзи, уменьш.— Ойашв; Екатерина— Кадранъ , уменьш.— KammuuiB; Анна— Анв, уменьш.— Аинышв; Александра— Сандра; Сте­ панида— Тепанидв , уменып.— Тепанидашв; Соломотя— Соло, уменьш.— Соллашв; Матре­ на— Маттешъ, уменьш.— Матренашв и т. п. При крестинахъ не соблюдается никакихъ особыхъ обрядовъ. Въ церкви присут­ ствуете обыкновенно и мать, если крестины совершаются после шести недель; если кре­ стины бываютъ въ тупе, то всегда присутствуютъ родители. Бабка является обыкно­ венно въ церковь и держитъ ребенка до того момента, когда его беретъ священникъ. Мать, какъ я говорилъ уже, обыкновенно сама кормитъ ребенка, причемъ срокъ кормлетя неодинаковъ. Такъ, на Ловозере кормлете грудью длится съ годъ, редко бо­ лее, тоже и на Нотозере. В ъ Пазреке кормятъ грудью почти два года „въ теченш семи постовъ1, къ 8-му же посту обыкновенно отнимаютъ отъ груди. Подобно древнимъ лопаркамъ, они пр 1 учаютъ детей и къ оленьему молоку и къ оленьему мясу. Первое дается имъ черезъ рожокъ, второе прикладывается къ ихъ губамъ, чтобы они могли высосать сокъ. Пр1учеше это начинается не съ одинаковаго срока после рождешя: иногда черезъ полгода, иногда черезъ более длинный срокъ. Интереснымъ является то, что лопари употребляютъ давяцця повязки для головы въ раннемъ возрасте своихъ детей, для придашя ей круглой формы. Мне приходилось встре­ чать уиотреблете этихъ повязогеь среди Массельгскихъ, Экостровскихъ и Бабенгскихъ ло­ нарей; по разсказамъ, оне употребляются и на Ловозере. Насколько этотъ обычай рас- иространенъ среди лопарей другихъ погостовъ—сказать трудно. Вотъ какъ описываете Е. А. Покровсмй эту повязку *): каждый разъ передъ мытьемъ ребенка, котораго въ пер­ вое время но рожденш они обыкновенно моютъ довольно часто, надеваютъ на голову его г) Физическое воспиташе д'Ьтей, стр. 156 и 157.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz