Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
309 Роженица считается нечистой до истечешя трехъ, иногда даже шести недель: она не имеете права сообщаться съ семьей и не должна съ ними вместе есть. Лишь посл'Ь этого срока, берется очистительная молитва и она снова считается чистой. Вскоре посл'Ь рождетя ребенка сходятся родственники и, если родившшся является иервымъ ребенкомъ у данныхъ родителей, то, безразлично, будетъ ли онъ мальчикъ или девочка, ему дарятъ серебряный деньги и пуговки, чтобы онъ былъ богатъ и веселъ. При рожденш же ро дители дарятъ новорожденному: отецъ—важенку, мать—овцу; обоихъ животныхъ отм'Ь- чаютъ особой меткой и какъ сами животныя, такъ и приплодъ отъ нихъ поступаетъ въ собственность иоворожденныхъ, Иногда пос.тЬднй подарокъ делается родителями ново рожденному при крещенш. Если родители состоятельны, то д'Ьлается этотъ подарокъ два раза: при рождетй и при крещенш, или при рожденш или крещенш и потомъ, когда у младенца прорезывается первый зубъ. Въ н’Ькоторыхъ местностяхъ употребительно, что бы крестный отецъ после крещешя дарилъ ребенку важенку, а крестная мать овцу; иногда этотъ подарокъ заменяется деньгами или какими-нибудь предметами домашняго обихода. Крещеше совершается иногда вскоре после рождешя, иногда и долго после него. Это зависитъ оттого, где и когда произошли роды: если ребенокъ родился зимой, когда лопари жйвутъ въ зимнихъ погостахъ, то естественно, что крещеше происходите скоро, иногда до трехъ недель после рождетя, иногда и после шести недель. Но если роды, какъ это часто бываете, происходятъ во время осенняго, л'Ьтняго или весенняго лова, на тоняхъ, то, конечно, лопарь волей-неволей долженъ отложить крещеше своего ребенка до возвращешя съ тони въ зимнй погосте, вследсте этого срокъ, истекающй между рождешемъ и крещешемъ младенца можетъ равняться иногда несколькимъ месяцамъ. Когда новорожденному минете три недели, родители стараются угадать его буду щее: если онъ въ это время бываетъ веселъ и, смотря на людей, улыбается—ему суж дено недолго жить. Если онъ ночью плачете во сне—онъ будетъ смелымъ и энер- гичнымъ, если же онч. ночью во сне смеется—онъ будетъ человекомъ нечестивымъ и быть ему колдуномъ (Пазрека). При выборе крестныхъ отца и матери родители, какъ мы уясе говорили, руко водствуются соображешемъ не заводить себе новаго и юритомъ обширнаго родства, по чему и выбираютъ обыкновенно либо близкихъ родственниковъ, либо проезжихъ русскихъ. Предусмотрительные родители приглашаютъ въ воспр!емники задолго до рождешя ребен ка. Отказъ въ этомъ случае обиднымъ не считается, хотя отказываютъ редко, такъ какъ въ большинстве случаевъ обязанности крестныхъ родителей не влекутъ за собой болыпихъ расходовъ, кроме техъ местностей, где они дарятъ новорожденному важенку и овцу или деньги. Обыкновенно же все ихъ расходы ограничиваются покупкою для крест ника креста и лишь въ немногихъ местностяхъ покупкой свечей для крещешя. Плата священнику за совершеше крещея!я обыкновенно дается роднымъ отцомъ. В ъ настояще время, насколько известно, руссйе лопари не даютъ своимъ детямъ языческихъ именъ: при выборе же имени они въ разныхъ местностяхъ руководствуются разными принципами; иногда заявляя священнику, что у нихъ родился ребенокъ, они просто просятъ его дать ему какое нибудь имя. причемъ къ выбору его относятся до
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz