Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
308 ваетъ, обративппйся въ настоящее время въ знакъ выражетя уважешя, обычай, сажать бабку во время свадебнаго стола на третье згЬсто после родной матери. При трудныхъ родахъ отца заставляютъ разрывать у себя поясъ или снять его совсемъ; въ Пазреке кроме этого онъ разрызаетъ у себя немного и воротъ отъ рубахи. Трудные роды счи таются также доказательствомъ того, что одинъ изъ супруговъ состоялъ въ связи съ кемъ-нибудь. Современные руссгае лопари радуются более рожденно сына, чемъ дочери: онъ будетъ имъ кормильцемъ, когда онъ выростетъ, а они состарятся. Но если сынъ уже есть, то де менее радуются и рожденно дочери, такъ какъ, хотя и въ отдаленномъ бу- дущемъ, лопарю предстоитъ попировать на свадьбе своей дочери и получить подарки. Тотчасъ по рожденш ребенка, бабка, взявъ младенца въ руки, завертываетъ его въ отцовскую рубаху для того, чтобы онъ любилъ отца, какъ объясняютъ этотъ обычай сами лопари. После этого его кладутъ на цолъ, въ дверной уголъ, где лежитъ и роже ница; ребенокъ остается при матери, въ дверномъ угле въ нродолженш трехъ дней. Ло пари объясняютъ этотъ обычай темъ, что такимъ образомъ младенецъ съ самаго дня своего рождетя пр1учается терпеть холодъ и нужду, къ тому же это делается для того чтобы онъ былъ и хорошимъ охотникомъ и смелымъ человекомъ; въ оправдате этого обычая лопари ссылаются па примеръ гагаръ, которыхъ очень много въ Лапландш: оне также по появленш на светъ своихъ птенцовъ бросаютъ ихъ въ воду, съ целью пр1учить ихъ тотчасъ же къ уменью плавать и быть смелыми. До прошемтая трехъ дней отецъ не имеетъ права прикасаться къ ребенку. Когда у ребенка отпадаетъ пуповина, его кла дутъ въ зыбку Пуповину-же бросаютъ нодъ порогъ (Пазрека). Зыбка у лопарей вовсе не изменилась за цоследше два века и мы встречаемъ ее въ настоящее время совершенно такой же, какъ намъ описалъ ее Шефферъ. Зыбка у лопарей имеетъ видъ маленькаго, узенькаго корытца; она выдалбливается изъ дерева, причемъ стенки стараются сделать какъ можно тоньше, чтобы зыбку было легко пере носить съ места на место. Зыбка обтянута ивнутри и снаружи тонкой оленьей шкурой; иногда обтягиваютъ кожей лишь внутрентя стенки зыбки. На дно кладется обыкновенно сухой ягель, который меняется но нескольку разъ въ день; въ изголовье кладутъ либо небольшую подушку, набитую оленьей шерстью или перьями куропатокъ, либо просто свернутая тряпки; остальная часть колыбели покрывается кусочками шкурокъ молодыхъ оленей, шкурокъ чрезвычайно нежныхъ. На нихъ кладется ребенокъ ничемъ не завер нутый; сверху онъ покрывается кусочками такихъ же оленьихъ шкурокъ. Эти последше либо, прибиваются къ сторонамъ колыбели, либо просто накладываются на ребенка, обык новенно шерстыо къ телу ребенка. Завернутаго, такимъ образомъ, ребенка завязываютъ ремешками, иногда также прикрепленными къ колыбели, иногда нетъ. На некоторыхъ колыбеляхъ надъ головой ребенка делается небольшой навесъ, на некоторыхъ навеса не делается. Въ зыбку прежде, чемъ положить ребенка, кладутъ серебряныя деньги и иголку? чтобы никтоне могъ испортить новорожденна™. Кроме того, для того чтобы Богъ далъ ему здоровья и чтобы новорожденный въ продолженш всей своей жизни не терпе.чъ бы нужды въ хлебе, ему въ зыбку кладутъ овсяной крупы. Къ зыбке привешиваютъ кольца, пу говки и друпя побрякушки.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz