Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
307 Сл'Ьдуетъ заметить, что и руссйе лопари считаютъ величайшимъ позоромъ не- им'Ьть д'Ьтей. Безд'Ьтныхъ — паратимесъ (пора —дети, тамесв-безъ) считаютъ наказуемы ми самимъ Богомъ либо за свои грехи, либо за гр'Ьхи предковъ; надъ ними см’Ьются, MHorie лопари думаютъ, что отсутствхе д'Ьтей указываетъ, что кто нибудь, либо мужъ, либо жена состоитъ въ незаконной связи съ кемъ нибудь (Пазр'Ька). Да и сами бездет ные супруги считаютъ себя наказанными за что нибудь Богомъ и сильно печалятся: Въ виду представленШ, которыя лопарь соединяетъсъ бездетностью, онъ выказываетъ чрезвычайную радость, если жена его, наколецъ, вабеременяетъ: онъ однако въ это время долженъ жить какъ можно смирн'Ье, быть со вс1;ми ласковымъ и отнюдь пи съ кемъ не браниться—иначе роды будутъ трудные,и ли родится уродъ. Когда приближается время родить, то объ этомъ пазр-Ьцые лопари стараются никому, не говорить кроме бабки; лопари другихъ местностей наоборотъ нисколько не скрываютъ, даже, напротивъ, ста раются поделиться своей радостью съ другими. Въ настоящее время роженице передъ родами отводится уголъ, который и завешивается парусомъ; въ некоторыхъ местнос тяхъ ей даютъ и лучшую оленыо шкуру, на которой она могла бы лежать, и хорошее одеяло, но въ большинстве местностей напротивъ этого даютъ все, что есть хуже, такъ какъ после родовъ все это обык-новенно сжигается или бросается. Завешиванье парусомъ роженицы, пс словамъ однихъ лопарей, делается для того, чтобы никто ее не могъ сглазить, по словамъ другихъ, оттого, что роженица считается нечистой. Этотъ послед- нш взглядъ бол'Ье распространен!.: въ прежнее время, по преданпо лопарей, для роженицы выстраивалась даже отдельная в-Ьжа, чтобы никто не могъ съ нею придти въ соприкос- новете и такимъ образомъ оскверниться; въ настоящее время постройка отдельной вежи для роженицы заменилась отделетемъ ее отъ прочихъ членовъ семьи. Но дажете лопари, которые зав'Ьшиваютъ роженицу вел'Ьдетше. желатя оградить ее отъ дурнаго глаза, и те считаютъ ее все-таки нечистой и не сообщаются съ ней. По словамъ Ацерби ‘) обязанность бабки исполняется мужьями повсеместно, это-же подтверзкдаютъ и некоторые друпе авторы. Въ настоящее время, насколько мне, по край ней мере, известно, этого более не встречается; обязанность эта исполняется либо опыт ными въ этомъ деле старухами, либо даже и девушками, которыя избираютъ себе это го рода деятельность, довольно хорошо ихъ вознаграждающую. Насколько роженица счи тается нечистой, доказывается темъ, что въИазреке, по крайней мере, бабка присутствуетъ при крещенш, но предварительно всегда беретъ очистительную молитву. Бабка принад- лежитъ къ числу лицъ, уважаемыхъ въ погосте; родственницей ее хотя теперь и не счи таютъ, но на уважете къ ней указываетъ то, что она во время свадьбы всегда при сутствуетъ, причемъ занимаетъ одно изъ самыхъ почетныхъ местъ, именно, около крест ной матери того изъ брачущихся, котораго она принимала. Бабка называется лопарями Сельги-пнна т. е, спинная мать, причемъ уже назвате ея япна — мать служитъ до извест ной степени доказательствомъ, что у лонарей бабка, подобно тому, какъ это встречалось у многихъ другихъ народовъ, считалась прежде родственницей и что роль ея была преж де гораздо более значительной, чемъ въ настоящее время. Повидимому, на это указы- !) Acerbi. Reise. p. 480.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz