Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

307 Сл'Ьдуетъ заметить, что и руссйе лопари считаютъ величайшимъ позоромъ не- им'Ьть д'Ьтей. Безд'Ьтныхъ — паратимесъ (пора —дети, тамесв-безъ) считаютъ наказуемы­ ми самимъ Богомъ либо за свои грехи, либо за гр'Ьхи предковъ; надъ ними см’Ьются, MHorie лопари думаютъ, что отсутствхе д'Ьтей указываетъ, что кто нибудь, либо мужъ, либо жена состоитъ въ незаконной связи съ кемъ нибудь (Пазр'Ька). Да и сами бездет­ ные супруги считаютъ себя наказанными за что нибудь Богомъ и сильно печалятся: Въ виду представленШ, которыя лопарь соединяетъсъ бездетностью, онъ выказываетъ чрезвычайную радость, если жена его, наколецъ, вабеременяетъ: онъ однако въ это время долженъ жить какъ можно смирн'Ье, быть со вс1;ми ласковымъ и отнюдь пи съ кемъ не браниться—иначе роды будутъ трудные,и ли родится уродъ. Когда приближается время родить, то объ этомъ пазр-Ьцые лопари стараются никому, не говорить кроме бабки; лопари другихъ местностей наоборотъ нисколько не скрываютъ, даже, напротивъ, ста­ раются поделиться своей радостью съ другими. Въ настоящее время роженице передъ родами отводится уголъ, который и завешивается парусомъ; въ некоторыхъ местнос­ тяхъ ей даютъ и лучшую оленыо шкуру, на которой она могла бы лежать, и хорошее одеяло, но въ большинстве местностей напротивъ этого даютъ все, что есть хуже, такъ какъ после родовъ все это обык-новенно сжигается или бросается. Завешиванье парусомъ роженицы, пс словамъ однихъ лопарей, делается для того, чтобы никто ее не могъ сглазить, по словамъ другихъ, оттого, что роженица считается нечистой. Этотъ послед- нш взглядъ бол'Ье распространен!.: въ прежнее время, по преданпо лопарей, для роженицы выстраивалась даже отдельная в-Ьжа, чтобы никто не могъ съ нею придти въ соприкос- новете и такимъ образомъ оскверниться; въ настоящее время постройка отдельной вежи для роженицы заменилась отделетемъ ее отъ прочихъ членовъ семьи. Но дажете лопари, которые зав'Ьшиваютъ роженицу вел'Ьдетше. желатя оградить ее отъ дурнаго глаза, и те считаютъ ее все-таки нечистой и не сообщаются съ ней. По словамъ Ацерби ‘) обязанность бабки исполняется мужьями повсеместно, это-же подтверзкдаютъ и некоторые друпе авторы. Въ настоящее время, насколько мне, по край­ ней мере, известно, этого более не встречается; обязанность эта исполняется либо опыт­ ными въ этомъ деле старухами, либо даже и девушками, которыя избираютъ себе это­ го рода деятельность, довольно хорошо ихъ вознаграждающую. Насколько роженица счи­ тается нечистой, доказывается темъ, что въИазреке, по крайней мере, бабка присутствуетъ при крещенш, но предварительно всегда беретъ очистительную молитву. Бабка принад- лежитъ къ числу лицъ, уважаемыхъ въ погосте; родственницей ее хотя теперь и не счи­ таютъ, но на уважете къ ней указываетъ то, что она во время свадьбы всегда при­ сутствуетъ, причемъ занимаетъ одно изъ самыхъ почетныхъ местъ, именно, около крест­ ной матери того изъ брачущихся, котораго она принимала. Бабка называется лопарями Сельги-пнна т. е, спинная мать, причемъ уже назвате ея япна — мать служитъ до извест­ ной степени доказательствомъ, что у лонарей бабка, подобно тому, какъ это встречалось у многихъ другихъ народовъ, считалась прежде родственницей и что роль ея была преж­ де гораздо более значительной, чемъ въ настоящее время. Повидимому, на это указы- !) Acerbi. Reise. p. 480.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz