Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

306 ли мальчика, или девочка, следующимъ образомъ: смотрятъ на м'Ьсяцъ и, если какая-ни­ будь звезда будетъ находиться надъ мЬсяцемъ— считаютъ, что у нихъ родится мальчикъ; если-же звезда будетъ помещаться ниже месяца—должна родиться девочка. Гадаютъ так­ же, будетъ-ли новорожденный здоровымъ или болезненнымъ. Если звезда находится впе­ реди месяца, считаютъ это за знакъ того, чторебенокъ будетъ здоровымъ и будетъ рости какъ следуетъ, если-же звезда будетъ следовать замесяцемъ, думаютъ, что ребенокъ бу­ детъ болезненнымъ и вскоре по рожденш своемъ долженъ умереть. По словамъ Реньара *), лопари, чтобы узнать, родится-ли у нихъ мальчикъ или девочка гадаютъ при помощи своего волшебнаго бубна. Лопари, по словамъ Шеффера, ребенка после рождены обливаютъ холодной водой, либо вытираютъ его спЬгомъ и затемъ кладутъ его ва. теплое место. Завертываютъ новорожденнаго въ заячгё мехъ. После крещешя дарили новорожденному важенку; вторая важенка дарилась ему после того, какъ у него прорежется первый зуба.; приплодъ отъ нихъ поступалъ въ полную собственность ребенка. Въ другихъ местностяхъ важенку дарили не после крещешя, а при рожденш дитяти.Ребенка клали ва. колыбель подробное описаше которой также даетъ Шефферъ: не останавливаюсь на этомъ описанш, такъ какъ'колыбель скандинавскихъ лопарей ХУП века, ничемъ решительно не отличается отъ колыбели современныхъ русскихъ лопарей. Мать обыкновенно сама кормила ребен­ ка въ продолжеше двухъ, иногда и трехъ летъ, даже иногда и въ продолжеше четырехъ летъ. Если вследсттае болезни или вследств1е какихъ либо другихъ причинъ, она не могла кормить грудыо ребенка—онадавали ему оленье молоко Кроме, молока Ло­ пари ир 1 учаюта, своихъ детей къ употреблению мяса, прикладывая кусочки оленьяго мяса къ ихъ рту, чтобы они могли высасывать изъ нихъ сокъ. Колыбели держались возможно чисто и къ колыбелямъ мальчиковъ привешивали лукъ и стрелы или копье, къ колыбе- лямъ дЬвочекъ—птичьи крылья, голову и ноги, иногда и друпя украшешя въ виде бусъ и т. п. Какъ только ребенокъ выходилъ изъ колыбели и научался ходить, его одевалита- кимъ-же образомъ, какъ и взрослыхъ. Воспиташе состояло изъ прхучешя къ темъ ра- ботамъ, которыя исполнялись родителями, причемъ для мальчиковъ главной заботой было научиться владеть оруж1емъ, уметь ставить ловушки на разныхъ зверей, ловить дикихъ оленей и уметь собирать свои оленьи стада, а также и производить рыбный ловъ. Для девочекъ важной задачей было привыкать къ хозяйству инаучаться шить одежду. Есте­ ственно, что всему этому научались безъ труда, постепенно, подъ надзоромъ родителей, и мы видели, что существовало правило, по которому лопарь не могъ жениться, если не онъ не могъ убить дикаго оленя и освежевать его. Большинство писателей сообщаетъ, что лопари очень хорошо обращаются съ своими детьми н очень любятъ ихъ. Если сравнить обряды при рожденш, кормлеше и воспиташе детей у современныхъ русскихъ лопарей съ таковыми-же у древнихъ скандинавскихъ лопарей, то мы найдема. много общаго, конечно, за исключешемъ жертвоприношешй при рожденш ребенка. !) Regnard. Voyage, p. 47.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz