Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

305 къ жизни бытомъ лопаря, его трудовой, тяжелой жизнью въ борьбе съ окружающими его неблагопр1ятиыми ушшями. Если сравнить взглядъ лопаря на жену съ ея дМствительнымъ положешемъ въ семье, мы увидимъ огромную разницу. Прежшя цредставлетя о женщине, какъ о предмете купли-продажи между членами двухъ родовъ, взглядъ на жену какъ на свою собственность, съ которой можно делать что хочешь, которую можно бить, увечить и даже убивать, сказывается и въ настоящее время до известной степени среди современныхъ русскихъ лопарей; этотъ взглядъ выражается и въ томъ, что мужчина и мужъ считаетъ себя выше женщины, и въ пословице: „моя жена: хочу люблю, хочу бью. “ и въ разсказахъ лопаряхъ, въ которыхъ отводится огромная власть мужу надъ женой. Но этотъ взглядъ не находитъ себе применетя въ действительной жизни лопаря: его бытъ, образъ жизни не только ве даетъ пищи для развитая или сохранешя такого взгляда, но всецело противоречите ему и стремится его уничтожить. Жизнь выработала изъ лопарки помощ­ ницу мужу, его ближайшую советницу, сделала изъ нея поддержку мужа; она-же поста­ вила лопарку въ пололгев 1 е равноправнаго товарища мужа, дала ей такое-яге независимое положете въ семье, какъ и лопарю. И какъ бы ни были многочисленны разсказы, пове- ствуюпие о жестокостяхъ мужей надъ женами, какъ бы ни считали лопарскихъ мужей правыми и достойными подражашя—жена все-таки пользуется равнымъ ноложешемъ, какъ и мужъ ея: таковой женщина является, какъ жена, такой-же независимой она является и какъ мать и въ роли последней имеетъ даже больше силы и вл1яшя на свою семью, чемъ отецъ, хотя опять-таки лишь въ практическомъ отношенш; съ точки-же зретя взглядбвъ лопарей—она является лишь въ зависимомъ отъ мужа положенш. Подобно древнему лопарю и современный руссюй лопарь крайне дорожитъ про- должетемъ своего рода и чемъ больше у него детей, темъ онъ считаетъ себя более счастливымъ. Это желаше лопарей, иметь потомство, было подмечено большинствомъ пи­ сателей, давшихъ намъ сведешя о древнихъ лопаряхъ; все они указываютъ на то, что лопарями вменялось въ безче'стае оставаться бездетными; вместе съ темъ очень мнопе писатели передаютъ, что лопари радовались более рожденно дочери, чемъ сына, въ виду того, что благодаря последней они увеличивали свое cocroflBie при выдаче ея замужъ. Этотъ взглядъ при господстве родовой религш, которое мы еще застаемъ у лопарей X V II и ХУП1 вековъ, является крайне страннымъ и вероятно могъ иметь лишь применеше въ отношенш къ темъ, семьямъ которые имели уже сыновей. Какъ бы то ни было, но лопарь всегда радовался рожденш ребенка, будь то сынъ или дочь. Съ некоторыми обрядами, сопровождавшими появлеше ребенка на светъ, мы уже столкнулись при изложенш жертвоприношетй древнихъ лопарей. Мы видели также, что большинство обрядовъ совершалось при рожденш ребенка, что крещеше его вызывало въ некоторыхъ местностяхъ Лапландш, по крайней мере, обрядъ смывашя крещешя и пере­ мену его имени; знаемъ также, какъ избиралось имя для новорожденныхъ. Не останавли­ ваясь поэтому вторично на этихъ обрядахъ, сделаю лишь некоторый дополнешя. Когда женщина становилась беременной, пишетъ Шефферъ, *) гадаютъ, родится- !) Schefferus. Lapponia pp. 296, 297, 302. 39

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz