Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
304 надлежатъ не сами предметы, составляюпце приданое, а лишь право на определенное ко личество предметовъ однородныхъ съ приданомъ. Такъ, если происходить расходъ между супругами, жене дается обратно ея нриданое: но мужъ не обязанъ возвратить ей именно техъ оленей, которыхъ она привела съ собой, или именно тотъ котелъ, или именно ту сеть, которые входили въ составъ приданаго. Онъ обязанъ лишь вернуть ей одинаковое количество оленей; за чугунный котелъ дать ей хотя бы и другой чугунный котелъ; если-же котелъ былъ медный—то возвратить ей такой-же м4дный котелъ и т. д. Тотъ- же принципъ господствуетъ при возвращены приданаго родителямъ невесты, въ случае ея смерти вскоре после замужества (обыкновенно если смерть последовала до истеченш 6— 7 летняго срока после брака), либо въ случае смерти жены, когда бы она не после довала, если она умираетъ бездетной: возвращаютъ не само приданое, а лишь однородные предметы, составлявппе его. Считая приданое собственностью жены мужъ совершенно одинаково распоряжается придапымъ какъ ипрочимъ семейнымъ имуществомъ. Приплодъ отъ оленей и овецъ, при- несенныхъ въ приданое, становится семейною собственностью и при расходе или воз вращены приданаго после смерти жены, приплодъ не возвращаютъ. Шерсть отъ овецъ, безразлично, принесены-ли оне въ приданое или принадлежать мужу, считается собственностью женщинъ; жена однако обязана изъ этой шерсти удовле творять нуждамъ семейнымъ: лишь то количество, которое остается по удовлетворены се мейныхъ нуждъ, иоступаетъ въ собственность жены, которая либо вяжетъ изъ нихъ ру кавицы и продаетъ ихъ, копеекъ 40— 50 за пару, либо меняетъ шерсть прямо на на ряды. Деньги отъ продажи рукавицъ употребляются также, на наряды. Эта отдача шерсти въ собственность жены— есть лишь подарокъ ей со стороны мужа и, если супруги поссо рятся, то мужъ имеетъ право требовать, чтобы вся шерсть безъ исключешя пошла на семейныя нужды, равно какъ и деньги, вырученныя отъ продажи рукавицъ; такъ распо ряжаются этими деньгами въ случаяхъ, если семья бедна: жена никогда не согласится купить себе нарядъ, если деньги эти могутъ пойти на семейныя нужды. ■ Третьимъ источникомъ собственности жены являются подарки, которые ей делаетъ мужъ во время ихъ брачной жизни: подарки состоятъ исключительно изъ нарядовъ и составляютъ полную собственность жены, съ которой она можетъ поступать, какъ захочетъ. Следовательно, если взглянуть, чемъ владеетъ лопарка, и чемъ она можетъ рас поряжаться по своему произволу, то окажется, что все ея имущество заключается въ однихъ лишь нарядахъ. Остальные предметы она передаетъ въ общее семейное поль- зовате и въ распоряжете имъ почти что не вмешивается во все время своей брачной жизни. Темъ не менее она прододжаетъ считаться собственницею всего своего приданаго и этотъ взглядъ выступаетъ съ особенной силой въ распоряженш имъ на случай смерти, о чемъ скажу ниже. Пока-же она остается жить съ супругомъ, ея имущество, кроме нарядовъ, для удовлетворешя семейныхъ нуждъ неимеющихъ конечно никакого значешя, считается семейнымъ достояшемъ и вместе съ нрочимъ идетъ на потребности семьи. И тутъ, какъ и въ личныхъ отношеншхъ между супругами, мы замечаемъ тотъ- же принципъ взаимопомощи и тутъ онъ также, какъ и въ отношешяхъ личныхъ, вызванъ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz