Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
302 ворить лишь о работахъ, преимущественно исполняемыхъ женщинами и работахъ, испол няемыхъ преимущественно мужчинами: такъ, женщины обыкновенно встаютъ раньше муж чинъ, разводятъ огонь въ комельк'Ь и, если семья утромъ пьетъ чай, то приготовляюсь его. Зат'Ьмъ она обыкновенно будитъ всЬхъ, ставитъ чайникъ и хлЬбъ на столъ и пригла- шаетъ сесть ва еду. Она также обыкновенно варитъ обедъ и ужинъ. Забота объ одежде, ириготовленш ея и стирки лежитъ на ней; готовитъ она также и обувь, каньги и яры; нрядетъ шерсть и вяжетъ изъ нея рукавицы и чулки и ткетъ од'Ьяла. Рубитъ дрова для печи, если песъ находится около дома; изготовляетъ сетки для рыбной ловли и чи нись ихъ. Она же ловитъ въ озерахъ мелкую рыбу, а въ морскихъ заливахъ и у р^ч- ныхъ заборовъ семгу. Молодыя лопарки ппогда 'Ьздятъ даже на море для производ ства лова и т. д. Мужъ обыкновенно занимается уходомъ за оленями, исполняетъ ямскую повинность; рубитъ въ л'Ьсу, подальше отъ дома, дрова и возись ихъ для про дажи на своихъ оленяхъ или, если р’Ька позволяетъ, сплавляетъ ихъ по pine. Ловитъ крупную рыбу и въ н'Ькоторыхъ погостахъ занимается постройкой карбасовъ; на его за боте лежитъ и сбирате оленей осенью. В ъ общемъ моясно сказать, что работами жен скими считаются те, которыя требуютъ присутмтая либо въ етЬнахъ дома, либо отлу- чекъ изъ дома на недалекое пространство, мужскими те, которыя требуютъ более или менее продолжительныхъ отлучекъ изъ дома. Но въ действительности это делете работъ далеко не строго проводится въ жизни и нередко можно встретить лопарку, которая по- едетъ въ лесъ далеко отъ дома за дровами или соберетъ оленей, какъ нетрудно встре тить и лопаря, варящаго пищу или иоправляющаго сетки, если онъ видитъ, что жена занята другимъ деломъ; онъ же поможете ей и изготовить одежду (хотя именно эта ра бота считается главнымъ образомъ женскою), какъ и жена его пособитъ ему пригото вить карбасъ (работа почти исключительно мужская). Принципъ взаимопомощи, однимъ словомъ, действуете съ полной силой въ лопарской семье. Иначе, впрочемъ, и быть не можетъ: попарь вынуязденъ исполнять каждый годъ большую работу для прокормлеМя себя и своей семьи и для расплаты съ своими хозяевами; между темъ, живя, главнымъ образомъ, лишь такъ называемыми малыми семьями, располагая подчасъ въ продоллгент цЬлаго ряда лЬтъ, цока не подростутъ дети, лишь силами своими и жены, онъ можетъ только существовать при господстве взаимопомощи, безъ которой онъ долженъ былъ-бы неминуемо погибнуть. Жена редко называете мужа по имени: обыкновенно она называете его просто: старикъ — каллесд, если супруги уже долго живутъ вместе или олмашъ, олмакъ —чело векъ, если супруги еще молоды; за глаза къ этимъ словамъ прибавляется еще му— мой: му каллесъ, му олмашъ, т.-е. мой старикъ, мой мужъ; также и мужъ называете свою жену агка, акт — старуха или кава — лгена; за глаза также прибавляется му: му агка, му кава —моя старуха, моя жена. В ъ общемъ въ лопарской семье царствуютъ обыкновенно миръ и comacie между супругами, такъ какъ супруги стараются облегчить другъ другу работу: въ имуще- ственныхъ отношетяхъ это равенство, эта взаимопощь сказывается съ неменьшей силой. Действительно, у л;ены есть свое имущество— это ея приданое и подарки, сделанные ей при выходе ея замужъ, кроме техъ нодарковъ, которые были сделаны монодымъ при
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz