Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
но разсердится, то жена уйдетъ къ своимъ родственникамъ или родителямъ и проживетъ у нихъ нисколько дней; мужъ успокоится и нридетъ къ нимъ за женой; тутъ ихъ и номи- рятъ, и они снова начинаютъ жить попрежнему. Роль примирителей берутъ на себя иногда и просто знакомые и обыкновенно умгЬваютъ въ этомъ. Всл'Ьдеттае всего этого разводовъ у лопарей нетъ совершенно: мужъ обыкновенно слишкомъ нуждается въ рабо чей силе, чтобы отогнать отъ себя жену; та въ свою очередь вполне удовлетворяется т'Ьмъ, что мужъ нридетъ за пей и попроситъ ее вернуться: посл'Ь этого онъ бываетъ обыкно венно съ ней ласковее, Ч’Ьмъ прежде. Расходовъ также почти нетъ, но т’Ьмъ же при чинами если они и бываютъ, то лишь въ самыхъ р'Ьдкихъ случаяхъ, когда мужъ ужь очень большойпьяница и когда у нихъ н'Ьтъ д'Ьтей;лопарка либо уходить къ своимъ родствен никамъ и живетъ у нихъ, либо нанимается къкому нибудь въ работницы: если мужъ нач- нетъ ее требовать обратно, то ея родственники не выдаютъ ея и заставляютъ мужа по кориться. До суда-же д'Ьло никогда въ подобныхъ случаяхъ не доходитъ, такъ какъ си ла приговора рода или одноногощанъ имеетъ, какъ это мы увидимъ ниже, обязатель ную силу. Но не только расходы супруговъ встречаются лишь какъ исключетя, но исклю- четями являются и вообще семейныя ссоры: хотя лопарь и говоритъ: „хочу люблю, хочу быо— жена моя“, но на деле выходить обыкновенно, что онъ ее любитъ. Когда оба супруга еще молоды, мужъ возитъ обыкновенно ее съ собой для закупокъ ей наря- довъ въ Колу или въ другое место, поближе, где можно купить. Даже въ более зре- ломъ возрасте лопарю доставляетъ всегда большое удовольств 1 е привезти своей жене ка кой-нибудь подарокъ; и лопарь, пр1езжаюнцй въ Колу для разсчетовъ съ „хозяевами", никогда не уедетъ домой, не взявши въ долгъ у „хозяина" либо сукна на юпу, либо ситца, либо хоть цветнаго шатка для жены, а если онъ не хочетъ входить въ долги, то везетъ хоть сластей. Хорошая жена платитъ мужу послушашемъ: она ничего не делаетъ безъ его со- глаия; въ свою очередь и мужъ во всемъ советуется съ женой: жизнь лопаря сложилась такъ, что почти единственной советницей, единственной помощницей для него является жена; проводя 2/3 года на своихъ семейныхъ участкахъ, безъ всякаго общества, онъ, нуждаясь въ совете и поддержке, имеетъ возможность обратиться лишь къ своей жене; а лопарка во всехъ случаяхъ можетъ посоветовать не хуже мужчины: ей известны все работы, все промыслы, которыми занимается и мужъ и она можетъ всегда дать разумный советъ. Вотъ почему лопарь видитъ въ своей жене лучшую советницу и помощницу не только въ то время, когда они жйвутъ на тоне вместе, но и тогда, когда онъ долженъ на время разставаться съ своей женой: въ такихъ случаяхъ онъ передъ своимъ отъ- ездомъ всегда советуется съ пей, что ему делать, что закупить и т. д. Образомъ жизни лопаря, необходимостью постоянно супругамъ оказывать другъ другу взаимопомощь, определяется и положеше каждаго изъ супруговъ въ семье и ихъ работы на пользу последней. Въ строгомъ смысле—нельзя говорить объ обязанностяхъ жены или объ обязанностяхъ мужа при исполненш семейныхъ работъ; здесь выступаетъ снова взаимопомощь и поэтому часто можно встретить жену, которая исполняетъ работу мужа и наоборотъ, муя{а, занимающагося работами женскими. В ъ виду этого можно го
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz