Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

но разсердится, то жена уйдетъ къ своимъ родственникамъ или родителямъ и проживетъ у нихъ нисколько дней; мужъ успокоится и нридетъ къ нимъ за женой; тутъ ихъ и номи- рятъ, и они снова начинаютъ жить попрежнему. Роль примирителей берутъ на себя иногда и просто знакомые и обыкновенно умгЬваютъ въ этомъ. Всл'Ьдеттае всего этого разводовъ у лопарей нетъ совершенно: мужъ обыкновенно слишкомъ нуждается въ рабо­ чей силе, чтобы отогнать отъ себя жену; та въ свою очередь вполне удовлетворяется т'Ьмъ, что мужъ нридетъ за пей и попроситъ ее вернуться: посл'Ь этого онъ бываетъ обыкно­ венно съ ней ласковее, Ч’Ьмъ прежде. Расходовъ также почти нетъ, но т’Ьмъ же при­ чинами если они и бываютъ, то лишь въ самыхъ р'Ьдкихъ случаяхъ, когда мужъ ужь очень большойпьяница и когда у нихъ н'Ьтъ д'Ьтей;лопарка либо уходить къ своимъ родствен­ никамъ и живетъ у нихъ, либо нанимается къкому нибудь въ работницы: если мужъ нач- нетъ ее требовать обратно, то ея родственники не выдаютъ ея и заставляютъ мужа по­ кориться. До суда-же д'Ьло никогда въ подобныхъ случаяхъ не доходитъ, такъ какъ си­ ла приговора рода или одноногощанъ имеетъ, какъ это мы увидимъ ниже, обязатель­ ную силу. Но не только расходы супруговъ встречаются лишь какъ исключетя, но исклю- четями являются и вообще семейныя ссоры: хотя лопарь и говоритъ: „хочу люблю, хочу быо— жена моя“, но на деле выходить обыкновенно, что онъ ее любитъ. Когда оба супруга еще молоды, мужъ возитъ обыкновенно ее съ собой для закупокъ ей наря- довъ въ Колу или въ другое место, поближе, где можно купить. Даже въ более зре- ломъ возрасте лопарю доставляетъ всегда большое удовольств 1 е привезти своей жене ка­ кой-нибудь подарокъ; и лопарь, пр1езжаюнцй въ Колу для разсчетовъ съ „хозяевами", никогда не уедетъ домой, не взявши въ долгъ у „хозяина" либо сукна на юпу, либо ситца, либо хоть цветнаго шатка для жены, а если онъ не хочетъ входить въ долги, то везетъ хоть сластей. Хорошая жена платитъ мужу послушашемъ: она ничего не делаетъ безъ его со- глаия; въ свою очередь и мужъ во всемъ советуется съ женой: жизнь лопаря сложилась такъ, что почти единственной советницей, единственной помощницей для него является жена; проводя 2/3 года на своихъ семейныхъ участкахъ, безъ всякаго общества, онъ, нуждаясь въ совете и поддержке, имеетъ возможность обратиться лишь къ своей жене; а лопарка во всехъ случаяхъ можетъ посоветовать не хуже мужчины: ей известны все работы, все промыслы, которыми занимается и мужъ и она можетъ всегда дать разумный советъ. Вотъ почему лопарь видитъ въ своей жене лучшую советницу и помощницу не только въ то время, когда они жйвутъ на тоне вместе, но и тогда, когда онъ долженъ на время разставаться съ своей женой: въ такихъ случаяхъ онъ передъ своимъ отъ- ездомъ всегда советуется съ пей, что ему делать, что закупить и т. д. Образомъ жизни лопаря, необходимостью постоянно супругамъ оказывать другъ другу взаимопомощь, определяется и положеше каждаго изъ супруговъ въ семье и ихъ работы на пользу последней. Въ строгомъ смысле—нельзя говорить объ обязанностяхъ жены или объ обязанностяхъ мужа при исполненш семейныхъ работъ; здесь выступаетъ снова взаимопомощь и поэтому часто можно встретить жену, которая исполняетъ работу мужа и наоборотъ, муя{а, занимающагося работами женскими. В ъ виду этого можно го

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz