Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
пришелъ домой и говоритъ: „мы, старушка, съ тобой хорошо будемъ жить“ . Онъ и го воритъ: „славно сталъ онъ жить нопрежнему, коли въ проруби жену вверхъ ногами поставилъ“ . Дочь ея тутъ же какъ услыхала, упала и померла. Онъ, какъ выходить изъ избы, хозяинъ-то подъ избой порохъ кладетъ и спичкой разжигаетъ, чтобы разгоралось. Мужикъ и закричалъ: „кто въ избе есть—выходите сюда и возьмите иконы“ . Кухарка стала изъ окошка бросать все, что въ тугА было; да икону захватила, а огонь такъ и ходитъ въ избе; она еще въ избе; да захватила икону и сквозь огонь прошла—во лосы обгорали, и платье все сожгло на ней: только мужики ее водой окатили такъ ничего. Потомъ кухарка черезъ тайболу куда -то ушла. Мужикъ, который нашелъ жен- щину-то, пришелъ къ ключу и гробъ состроилъ ей и похоронилъ; онъ похоронилъ, яму копалъ, да крестъ поставилъ •— похоронилъ съ другимъ товарищемъ. Му;къ куда-то ушелъ, а мужикъ, который похоронилъ съ товарищемъ, пошелъ промышлять опять. “ Не входя въ подробный разборъ этой бывальщины, отмечу лишь то, что жене приписывается сознате того, что ее ожидаетъ смерть и не смотря на то, что она это знаетъ, она покоряется желанно мужа и идетъ съ нимъ вместе на верную смерть; она со всгЬ- ми прощается и никому ни приходитъ въ голову удержать отца отъ убйства. Насколь ко эти подробности близки къ тому, что было въ действительности—вопросъ другой, но важно то, что бывальщина, отражающая на себе какъ и всякое поэтическое произведете народа, его м]'росозерцате и правовоззреше, оттеияетъ, именно, эти черты. Но если мужъ и считается въ праве убивать свою жену, то это право не применяется и, повидимому) не применялось лопарями и если встречались случаи убйства женъ мужьями, то число такихъ убйствъ следуетъ считать единицами, пожалуй, во все протяжеше исторической жизни лопаря. Если и въ прежнее время право убйства жены и истязатя ея, признаваемое за мужьями, последними не применялось почти никогда, то естественно, что среди современ ныхъ лопарей не можетъ быть и речи не только объ убйстве женъ, нодаяге и объ истя- занй ихъ. „За последшя три поколешя, говорятъ пазрецие лопари, муя;ья стали куда ласковее съ женами, чемъ прежде." Муя^ъ, действительно, считается выше жены, какъ и вообще все муясчины, по ихъ понятаямъ, и лучше и выше женщинъ. И теперь мужъ имеетъ право бить непокорную жену, и онъ делаетъ это, но до сильныхъ побоевъ дело никогда не доходитъ: жена или уйдетъ, или соседи, или родственники заступятся за нее. Разсердится лопарь на свою жену, скал;етъ ей: тот пенни чевать, т. е. ты собачья кожа, ударитъ ее кулакомъ: этимъ дело обыкновенно и кончается. Это объясняется отчасти мир- нымъ характеромъ лопаря, отчасти и темъ, что въ большинстве местностей русской Лапландш жены и не подаютъ поводовъ къ сильному гневу лопаря. Такъ какъ лопар- сюе браки редко заключаются противъ воли брачущихся, то лопари и жйвутъ обыкно венно мирно; въ семье царствуетъ взаимная любовь и крупныхъ яеудовольствй между супругами не возникаетъ; къ тому-же редко можно встретить лопарку, изменяющую свое му муясу, конечно, въ техъ местностяхъ, въ которыхъ не успело еще сказаться в.'няше поморовъ. Въ техъ частяхъ Лапландш, где близкое знакомство поморовъ повело къ развращенно лопарей и лопарокъ, тамъ женщины не отличаются особенной верностью супругамъ; оне обзаводятся любовниками, какъ изъ числа лопарей, такъ и изъ числа
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz