Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

пришелъ домой и говоритъ: „мы, старушка, съ тобой хорошо будемъ жить“ . Онъ и го­ воритъ: „славно сталъ онъ жить нопрежнему, коли въ проруби жену вверхъ ногами поставилъ“ . Дочь ея тутъ же какъ услыхала, упала и померла. Онъ, какъ выходить изъ избы, хозяинъ-то подъ избой порохъ кладетъ и спичкой разжигаетъ, чтобы разгоралось. Мужикъ и закричалъ: „кто въ избе есть—выходите сюда и возьмите иконы“ . Кухарка стала изъ окошка бросать все, что въ тугА было; да икону захватила, а огонь такъ и ходитъ въ избе; она еще въ избе; да захватила икону и сквозь огонь прошла—во­ лосы обгорали, и платье все сожгло на ней: только мужики ее водой окатили такъ ничего. Потомъ кухарка черезъ тайболу куда -то ушла. Мужикъ, который нашелъ жен- щину-то, пришелъ къ ключу и гробъ состроилъ ей и похоронилъ; онъ похоронилъ, яму копалъ, да крестъ поставилъ •— похоронилъ съ другимъ товарищемъ. Му;къ куда-то ушелъ, а мужикъ, который похоронилъ съ товарищемъ, пошелъ промышлять опять. “ Не входя въ подробный разборъ этой бывальщины, отмечу лишь то, что жене приписывается сознате того, что ее ожидаетъ смерть и не смотря на то, что она это знаетъ, она покоряется желанно мужа и идетъ съ нимъ вместе на верную смерть; она со всгЬ- ми прощается и никому ни приходитъ въ голову удержать отца отъ убйства. Насколь­ ко эти подробности близки къ тому, что было въ действительности—вопросъ другой, но важно то, что бывальщина, отражающая на себе какъ и всякое поэтическое произведете народа, его м]'росозерцате и правовоззреше, оттеияетъ, именно, эти черты. Но если мужъ и считается въ праве убивать свою жену, то это право не применяется и, повидимому) не применялось лопарями и если встречались случаи убйства женъ мужьями, то число такихъ убйствъ следуетъ считать единицами, пожалуй, во все протяжеше исторической жизни лопаря. Если и въ прежнее время право убйства жены и истязатя ея, признаваемое за мужьями, последними не применялось почти никогда, то естественно, что среди современ­ ныхъ лопарей не можетъ быть и речи не только объ убйстве женъ, нодаяге и объ истя- занй ихъ. „За последшя три поколешя, говорятъ пазрецие лопари, муя;ья стали куда ласковее съ женами, чемъ прежде." Муя^ъ, действительно, считается выше жены, какъ и вообще все муясчины, по ихъ понятаямъ, и лучше и выше женщинъ. И теперь мужъ имеетъ право бить непокорную жену, и онъ делаетъ это, но до сильныхъ побоевъ дело никогда не доходитъ: жена или уйдетъ, или соседи, или родственники заступятся за нее. Разсердится лопарь на свою жену, скал;етъ ей: тот пенни чевать, т. е. ты собачья кожа, ударитъ ее кулакомъ: этимъ дело обыкновенно и кончается. Это объясняется отчасти мир- нымъ характеромъ лопаря, отчасти и темъ, что въ большинстве местностей русской Лапландш жены и не подаютъ поводовъ къ сильному гневу лопаря. Такъ какъ лопар- сюе браки редко заключаются противъ воли брачущихся, то лопари и жйвутъ обыкно­ венно мирно; въ семье царствуетъ взаимная любовь и крупныхъ яеудовольствй между супругами не возникаетъ; къ тому-же редко можно встретить лопарку, изменяющую свое­ му муясу, конечно, въ техъ местностяхъ, въ которыхъ не успело еще сказаться в.'няше поморовъ. Въ техъ частяхъ Лапландш, где близкое знакомство поморовъ повело къ развращенно лопарей и лопарокъ, тамъ женщины не отличаются особенной верностью супругамъ; оне обзаводятся любовниками, какъ изъ числа лопарей, такъ и изъ числа

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz