Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
жаться къ капищамъ; проезжая мимо ихъ, оне должны были закрывать себе лицо, что бы даже взглядомч, своимъ не осквернить святыни; къ волшебному бубну, какъ къ родо вой святыне, оне не могли прикасаться, не имели права есть и жертвеннаго мяса, кроме, конечно, жертвеннаго мяса, принесеннаго некоторымъ женскимъ божествамъ, которымъ оне сами и приносили жертвы. В ъ связи съ взглядомъ, что женщина, какъ членъ, дру гаго рода можетъ осквернить родовую святыню мужа, стоитъ, вероятно, и замеченный болыпинствомъ писателей обычай, по которому варить пищу долженъ былъ непременно мужчина; мысль, что женщина своимъ прикосновешемъ къ семейному очагу— оскверняетъ его, слишкомъ ясно сквозитъ здесь. Взглядъ на женщину, какъ на существо нечистое, до известной степени сохранился и среди современныхъ русскихъ лопарей. Такъ своимъ прикосновешемъ женщина оскверняетъ четырехугольникъ, отделенный около очага, въ жилище современнаго лопаря; мыть и варить мясо дикаго оленя—женщины не имеютъ права: то и другое делается мужчинами. Объ втомъ, какъ и о связи этого обычая съ древ ними релипозными нредставлешями лопаря, я говорилъ уже выше. Существуютъ также сведешя отч, очень недавняго времени, что среди русскихъ лопарей сохранилось запре- щеше женщинамъ варить пищу. Лично я этого обычая подметить не могъ; въ большин стве местностей русской Лапландш приготовлеше пищи является одной изъ самыхъ глав ныхъ обязанностей лопарки, какъ хозяйки. . Купивъ себе жену или похитивъ ее и давши потомъ ея родителямъ и родствен никамъ выкупъ за нее—древнй лопарь долженъ былъ смотреть на жену, какъ на свою собственность, съ которой онъ могъ делать, что ему угодно. Но либо услов1я быта ло парей, либо его мягюй, добродушный характеръ не дали возможности развиться этому взгляду; по крайней мере, писатели о древнихъ лопаряхъ передаютъ намъ, что отличитель ная черта лопарской семьи—это миръ и coraacie, которые царствуютъ между супругами и не передаютъ намъ случаевъ, когда это coraacie нарушалось, и какъ постуиалъ въ такихч, случаяхъ мужъ. Но встречающаяся предашя у современныхъ русскихъ лопарей, о дей- ствш ихъ предковъ со своими женами, некоторые поступки ихъ въ сравнительно недав нее время, наконецъ взгляды современныхъ лопарей могутъ осветить намъ этотъ вопросъ. Несомненно, что въ основе взгляда на жену у древнихъ лопарей лежало представлеше о при надлежности ея мужу, какъ это-же представлеше лежитъ въ основе взгляда на жену у древ нихъ и современныхъ русскихъ лопарей—достаточно подтверждаемое пословицей лопарей: „жена моя, хочу люблю, хочу быо.“ Считая ее своей, онъ не только могъ бить ее, но дагке истязать и убивать. Нечего говорить, что подобные случаи являлись лишь исключешями, но сохранивднеся по этому поводу разсказы и сочувственное отношеше къ нимъ совре менныхъ лопарей, передающих!, ихъ, служатъ достаточнымъ доказательствомъ, что и предки современныхъ лопарей считали такихъ мужей правыми, и что ихъ настояние по томки оправдываютъ ихъ. Чтобы пояснить сказанное мною, привожу два разсказа пазрецкихъ лопарей о томъ, какъ ихъ предки „учили1 неверныхъ женъ своихъ, и какъ наставляли непослушныхъ супругъ; эти разсказы покажутъ, до какихъ пределов!, могла распространяться власть мужа надъ женой. Давнымъ давно, говоритъ предаше, въ Пазрецкомъ погосте была молодая жена;
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz