Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
Похшцешя девутекъ противъ ихъ воли среди лопарей не встречается вовсе. Если при браке на девушке требуется непременно., cor.Tacie ея родителей и род ственниковъ, то при браке на вдове дело совершается гораздо проще. Будучи девушкой лопарка и членъ семьи, и членъ рода и поэтому семья и родъ имеютъ право вмеши ваться въ дело брака. Разъ она вышла замужъ, она становится уже членомъ другой семьи, другаго рода; но съ этимъ она связана лишь личностью своего мужа, поэтому разъ мужъ ея умеръ, эта связь прекращается: она является самостоятельной главой семьи, по крайней мере, до совершенноле™ своихъ детей и совершенно свободной; поэтому-то никто не можетъ помешать ей избрать себе другаго супруга, хотя-бы и изъ другаго погоста. Въ свою очередь вдовецъ также нисколько не обязанъ испрашивать разрететя на бракъ у своихъ родителей или родственниковъ; после нерваго брака, отделившись отъ своей семьи, онъ является совершенно самостоятельнымъ и никому изъ своихъ родичей отчета въ своихъ деймжяхъ давать не долженъ. Уже вследеттае этого вторичный бракъ совер шается гораздо проще, чемъ первый; въ сватовстве и въ свадьбе обыкновенно родители и родственники сиисходятъ до положетя простыхъ гостей. Вдовцы выбираютъ себе обыкновенно въ жены, либо вдовъ, либо уже немолодыхъ девицъ, стараясь найти себе вторую жену, подходящую по летамъ. Если вдовецъ же нится на девушке, свадебной ритуалъ мало чемъ отличается отъ выше описавпыхъ; раз ница заключается лишь въ томъ, что родители и родственники жениха не играютъ въ немъ почти никакой роли. Другое дело, когда лопарь-вдовецъ женится на лопарке- вдове. ДЬло обходится тутъ очень просто. Женихъ прхезжаетъ съ своимъ сватомъ къ невесте, дело обходится безъ всякихъ формальностей; после сватовства—-женихъ начи наетъ посещать свою невесту, причемъ имеетъ право съ ней жить. Черезъ некоторое время, обыкновенно очень короткое, они въ сопровожденш свата и свидетелей отправля ются въ церковь венчаться; после венчатя пиршества не бываетъ—угощаютъ лишь свиде телей свата, которому дарятъ нлатокъ. Лишь очень богатые лопари устраиваютъ пирше ство, на которое приглашаютъ родственниковъ и знакомыхъ. Во второй бракъ лопарь вступаетъ, главнымъ образомъ, изъ-за хозяйственныхъ разсчетовъ, для детей, чтобы было кому ихъ одевать. Этотъ последтй вопросъ крайне существенъ для лопаря; изготовляя себе одежды самъ, частью изъ оленьихъ шкуръ, частью изъ покупныхъ матергй—ему необходима женщина въ доме, которая шила бы ихъ. Кроме того женщина въ семье лопаря является большой поддержкой мужу при работе. Если у вдовы есть дети и если они все еще малолетни, то она беретъ ихъ съ собой въ семью мужа, въ которой они и остаются до своего совершеннолетая. По достижени ими совершенноле™, они отделяются, получаютъ свое отцовское имущество обратно и возвращаются на свой прежнй семейный участокъ. Если ate дети уже не маленьгая, то вдова передъ выхо- домъ замужъ старается женить старшаго изъ нихъ, и, отдавъ ему отцовское имущество, оставляетъ остальныхъ детей на его заботу и попечете. Каково-же положеше женщины въ новой семье, по выходе ея замужъ? У писателей, давшихъ намъ сведетя о быте древнихъ лонарей, мы находимъ извести, что женщины считались лопарями нечистыми; какъ члены другаго рода, оне не допускались къ участно въ жертвоприношетяхъ большинству родовыхъ божествъ; оне не смели даже прибли
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz