Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
культурное значете на лопарей. Въ ряду втихъ фактовъ после факта покоретя лопарей соседями скандинавскими и русскими, следуетъ отвести первое место — исторш введешя въ среду лопарей христсанства, какъ факту, кореннымъ образомъ, изменившему весь бытъ лопарей. Когда-бы пи начались столкновение лопарей съ северными представителями гер манской расы, какой-бы ни былъ характеръ этихъ столкновеиш— лопари довольно долго оставались самостоятельными. Каковъ былъ общественный строй лопарей въ это далекое отъ насъ время— сказать трудно; трудно также представить себе, чтобы они образовали какое-нибудь правильное государство, хотя старинные источники, для одной части лопа рей по крайней мере, говорятъ о лопарскомъ короле (гех.). Шефферъ— говоря о ирош- ломъ лопарей цитпруютъ слова Петра Клауди, по которому лопари приморегае будто име ли своего короля, какъ до, такъ и после временъ Гаральда Гарфагера (IX в. о P. X.). Гаральдъ, говорить онъ, покорилъ своей власти всю Норвегпо, за исключетемч. этихъ финновъ 1), а имя королю, который владелъ этой страной во времена Гаральда— было Мотле. По мненпо Шеффера, цитируемый имъ авторъ взялъ свои сведешя вне сомнешя изъ еще более ранняго автора, который описываетъ походъ Гаральда и онустошете BiapMin а). Былъ ли упоминаемый здесь властитель приморскихъ лопарей'—действительно представитель правильно организованной царской власти среди лопарей, былъ-ли онъ вла дыка покорившаго лопарей племени— сказать довольно трудно. Выть можетъ, и это мне кажется вероятнее—упоминаемый гех— былъ родовымъ старейшиномъ известпаго ло- нарскаго, быть можетъ и многочисленнаго рода. Остатки родоваго быта сохранялись дол го среди лопарей, и еще въ начале X IX столепя мы встречаемъ въ ихъ среде несом ненные реминесценщи давно переяштой имъ эпохи господства родовыхъ отношешй. Естественно, что за тысячеле™ до нашего времени, въ перюдъ жизни покорителя Нор- вегш Гаральда — родовой бытъ у лопарей долженъ былч> быть намного крепче, такъ какъ быстрое разрушеше и уничтожете остатковъ его, сохранившихся въ качестве не- реживанш у лопарей— мы видимъ, хотя и въ общихъ чертахъ съ X V II века до насто- ящаго времени, когда этихъ остатковъ почти что не сохранилось вовсе. Уже одно су- ществоваше родоваго быта отрицаетъ возмояшость существовашя правильно организован ной власти, той власти, понятсе о которой соединяется у насъ со словомъ король, князь и т. п., такъ какъ известно, что подобная власть является уже впоследствш, когда родо вой бытъ начинаем, распадаться, когда постепенно власть надъ сородичами концентри руется въ рукахъ одной, наиболее старшей или наиболее сильной и вл 1 ятельной семьи, которая впоследствш и становится носительницей власти. Поэтому если только допустить, что лопари въ IX веке еще не вышли изъ подъ господства родовыхч> отношешй, то подъ словомъ гех, въ данномъ случае вероятнее будетъ принять родоваго старшину, быть можетъ госнодствовавшаго рода. Вопросъ въ томъ, насколько въ то время былъ у лопарей крепокъ родовой бытъ. Положительныхъ извести! мы не имеемъ, но то соображе- *) Финнами — называютъ норвежцы лопарей. Квеиами — представителей другихъ финскихъ племенъ, живу- щихъ въ пред'Ьлахъ Норвепи. 2) Schefferus: Lapponia., стр. 150—158, 67—71.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz