Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

около сосны и торжественно обошелъ съ своей женой три раза вокругъ нея— и, затемъ вполне успокоивъ свою совесть, сталъ жить съ своей четвертой женой, считая себя состоящимъ вполне въ законномт, браке. Этотъ случай, относимый лопарями къ прошлому времени, не является однако вполне невозможньшъ и въ настоящее время. В ъ свадебномъ ритуале мы видимъ ту общую черту, что повсюду женихъ долженъ овладеть невестой силой и потомъ, либо ранее этого, выкупить ее у родныхъ; следы похшцешя сказались особенно характерно въ обряде привязывашя невесты къ кереже и т. д. Свадьба для лопаря не есть только его личное дело или дело его семьи—это дело всего рода, который всюду принимаетъ более или менее деятельное учасие въ ритуале; особенно ясно это воззреше выразилось въ ритуале при сватовстве и свадьбе среди пазрецкихъ лопарей, где все переговоры ве­ дутся отъ имени рода; интересна также роль родственниковъ при обсужденш вопроса о браке на родственномъ совете—все это вместе взятое несомненно доказываете, что ро- довыя традищи еще довольно сильны и крепки среди лопарей. Не менее интереснымъ является при свадьбе и роль матери, которая иногда даже важнее, чемъ роль отца; и, какъ мы видели, въ некоторыхъ местностяхъ большую часть выкупа за дочь получаетъ именно она, а не отецъ. Какъ-бы однако ни были сильны и живы переживашя далекой эпохи господства рода и времени похшцешя невестъ среди современныхъ русскихъ ло­ нарей— нельзя въ ихъ ритуалахъ не видеть и вл1яшя русскихъ. Не говоря уже о мо- литвахъ, которыя читаются при входе въ тупу, съ которой начинаютъ речь, мы можемъ заметить это в.мше и въ названш должностныхъ лицъ при свадьбахъ русскими словами и въ томъ, что въ некоторыхъ местностяхъ та или другая часть ритуала говорится на русскомъ языке: такъ, напримеръ, въ „уточке1среди Кильдинскихъ лопарей. Но откинувъ чуждыя веяшя, которыхъ, кстати сказать, и не много, мы увидимъ много старины среди свадебныхъ обрядовъ современныхъ лопарей—даже более, чемъ древше писатели подме­ тили у лопарей скандинавскихъ, у которыхъ, какъ мы видели, не было замечено въ ихъ свадебныхъ обрядахъ воспоминашй о похищенш невестъ. У современныхъ русскихъ ло­ парей обычай похшцешя невестъ, повидимому, дольше держался, а цотому и оставилъ больше следовъ въ ритуале. Попарь въ своемъ сватовстве почти всегда успеваете; если случается, что онъ получаете отказъ, то это обыкновенно бываете по желанно самой девушки и лишь въ исключительныхъ случаяхъ по желанно родителей или родственниковъ противъ воли са­ мой невесты. Въ такихъ случаяхъ прибегаютъ къ похшценпо невесты; тагае случаи однако такъ редки, что они не успели и выработать какихъ-нибудь определенныхъ по­ следствий Е сли родители или родственники узнаютъ о похищенш, они не гонятся за по- хитителемъ, зная, что даже если они и отобыотъ у него невесту, онъ въ скоромъ времени повторите нохищеше; единственно, что можетъ въ такихъ случаяхъ сделать отецъ, это лишить дочь приданаго, но и это бываетъ лишь очень редко; молодымъ обыкновенно удается уговорить родителей, испросить у нихъ прощешя и те, посердившись некоторое время, примиряются. Самое трудное для брачущихся при похищенш съиграть свадьбу; делается это двоякимъ образомъ: либо выбирается посаженный отецъ, который заменяете собою род- наго отца, и свадьба совершается какъ будто при родномъ отце; либо, что чаще, едутъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz