Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
292 родителей новобрачнаго, однопогощане встречаютъ ихъ’также съ крикомъ, гаумомъ и ру жейной пальбой. В ъ доме, противъ комелька, отгороженъ парусомъ уголъ, въ который и вводятъ новобрачныхъ. За этимъ парусомъ они должны пробыть до сл'Ьдующаго утра. Если кому нибудь изъ нихъ захочется удалиться изъ тупы, они оба должны покрыться однимъ платкомъ и идти вместе. За парусомъ-же имъ приготовляютъ брачную постель. На следующШ день сваха приноситъ въ амбаръ теплой воды въ котле, стараясь однако сделать это такъ, чтобы чужой глазъ не увидалъ этого, и затемъ ведетъ молодыхъ, по крытыхъ однимъ платкомъ, въ амбаръ для совершешя омовешя. После этого, когда мо лодые снова вернутся въ свой уголъ, имъ даютъ пить чай. В ъ втотъ-же день происхо дишь пиръ: двое изъ мущинъ и две женщины посылаются къ жителямъ погост?, съ приглашешемъ придти на обедъ. Приглашавшие при входе въ тупы кланяются и гово рятъ: ,,васъ молодые просятъ молодыхъ посмотреть, да поговорить.“ Во время обеда молодая выходитъ изъ своего угла и обходитъ присутствующихъ съ рюмкой водки; за что присутствующее ей дблаютъ подарки. Молодые не принимаютъ участая въ пиршистве, они лишь угощаютъ гостей. Когда гости разойдутся, молодой делаетъ подарки родне своей жены. Тестю онъ даритъ ыатерш на рубаху и платокъ, теще— на сарафанъ и т. д., причемъ ценность подарковъ зависитъ отъ близости родства одариваемаго къ молодой. Тоже делаетъ съ своей стороны и молодая по отнотепно къ родне мужа. Свахе моло дой даритъ платокъ, молодая— на рукава или на фартукъ. Тысяцкому молодой даетъ так же платокъ, молодая— на рубаху. После этого молодые снова уходятъ за парусъ, где и проводятъ ночь. На третй день приходятъ къ молодымъ только родственники и ода- риваютъ молодыхъ, если они не успели сделать это раньше, либо приносятъ обещанные ими во время пиршества подарки. Вечеромъ сваха снимаетъ парусъ. На четвертый день молодые отправляются за приданымъ. Сравнивая вышеописанные обряды при сватовстве, свадьбы и венчанш, молено най ти во всехъ нихъ сходныя черты, не смотря на все разнообраз1е, которое они представ- ляютъ. Во всехъ ноименованныхъ местностяхъ актомъ, дающимъ обязательную силу пред- брачнымъ переговорамъ—является рукобитье; бракъ вступаетъ въ силу не после венча- шя, но до него, хотя подъ вл1яшемъ хриспанства свадьба лопарская стремится слиться въ одинъ ритуалъ съ обрядами соединенными съ венчашемъ, и по всемъ верояиямъ недалеко то время, когда бракъ будетъ получать свою силу отъ венчатя, а не отъ по имки невесты женихомъ, покрытая ея, совместнаго съ ней ядешя и т. п. Пока лопари, хотя и знаютъ, что венчаше является необходимымъ услов1емъ для законности брака, но въ нихъ слишкомъ еще живы ихъ древшя представлешя о формахъ заключетя брака, и они невсегда умеютъ примирить старыя и новыя свои представлешя; зная, что бракъ ихъ будетъ считаться незаконньиъ, если они не повенчаются—они исполняютъ это тре- боваше, но если нетъ церкви вблизи, откладываютъ венчаше, какъ не имеюпцй для нихъ существеннаго значешя, обрядъ; часто они относятся къ венчанпо лишь съ самой формаль ной точки зрев1я; такъ въ Пазреке, по словамъ о. Щеколдина, былъ следуюпцй случай: ка кой-то лопарь вступилъ въ.четвертый бракъ; когда онъ поехалъ венчаться— священникъ отка зался венчать ихъ. Такъ какъ, не смотря на все просьбы лопаря, священникъ оставался не- приклоннымъ—то разочарованный лопарь на обратномъ пути въ свой цогостъ остановился
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz