Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
291 дочерью: оно состоитъ обыкновенно изъ одеяла (рова), постели, подушки, сарафановъ. несколькихъ головъ оленей, 10— 16, смотря по состояшю, и кережи или саней. По оконча- нш отдачи приданаго молодыхъ отводятъ въ амбаръ спать. Черезъ день или два после в1шчальнаго стола молодые должны отправиться къ родителямъ молодой. Придя вътупу, оба новобрачные кланяются въ ноги и молодой говоритъ: „спасибо, мать да отецъ, ро дители, за девушку; девушка хорошая.“ Те отвечаютъ: „не осуди-ба; какой взялъ такой и владей.'1 Подарковъ при этомъ молодымъ не дЬлаютъ. Въ Пазрецкомъ погосте обряды при венчанш следующее: после того, какъ ку- черъ обведетъ молодыхъ три раза вокругъ средины избы, совершается благословеше: отцы благословляютъ невестиной иконой, а матери—даютъ благословеше хлебомъ. Затемъ со бираются въ церковь. Женихъ и невеста, лучше сказать молодые, не идутъ изъ избы: ихъ начинаютъ тянуть за руки; они сопротивляются и наконецъ ихъ насильно уводятъ изъ тупы. Около кережи происходите тоже; они упираются, ихъ усаживаютъ насильно. В ъ поезде они едутъ последними; родные отецъ и мать новобрачныхъ въ церковь ихъ не сопровогкдаютъ; вместо нихъ венчальный отецъ и венчальная мать, заменяющие со бой тысяцкаго и сваху, присутствуютъ въ церкви при венчанш. В ъ церковь, а также и после венчатя изъ церкви, ихъ ведутъ также насильно. Когда они на возвратномъ пу ти подъезжаютъ къ своему погосту, все жители выходятъ къ нимъ навстречу, хватаютъ ихъ оленей и подводятъ къ тупе родителей жениха. Въ дверяхъ надъ молодыми дер- жатъ хлебъ и потомъ имъ благословляютъ ихъ; после благословешя хлебомъ следуетъ благословеше иконой. Угощешя не бываете въ этотъ день: его откладываютъ до следую щая дня, когда всемъ гостямъ даютъ водки, рюмки по три, но четыре. Молодые во время угощешя сидятъ у дверей и закрыты: такъ они должныпросидеть въ продолженш трехъ сутокъ. На второй или третМ день после венчатя устраивается сборъ на чарку, церки т/ддитв. Кучеръ обходите все тупы съ приглашешемъ отъ новобрачныхъ: „Князь молодой приказалъ кланяться, говоритъ онъ приглашаемым^ просилъ хлеба-соли кушать, вечеринки посидеть, молоденьки посмотреть, не гордись, подлегчись—приди посмотреть. “ Когда гости соберутся кучеръ обноситъ всехъ водкой, два раза, затемъ передаетъ под- носъ молодой, которая, сопровождаемая мужемъ, обходитъ всехъ присутствующихъ, угощая ихъ водкой. Присутствующее кладутъ имъ деньги, либо символичесгая изображешя оленей. После сбора угощаютъ еще разъ всехъ присутствующихъ виномъ, после чего пирше ство кончается. Иногда сборъ на чарку производится и черезъ полгода после венчатя. На Нотозере, въ Сонгелахъ и Бабенге венчате сопровоядается следующими обря дами: въ день венчатя тысяцкй привозите къ дому невесты кережу, въ которой она и должна ехать въ церковь. Невеста одета обыкновенно въ белую юпу и белые каньги. Когда невеста усядется въ кережу, все однопогощане поднимаютъ шумъ, стреляютъ изъ ружей, кричать, быотъ палками о посуду и съ крикомъ и шумомъ провожаютъ невесту за пределы погоста. Родня ея въ шумЬ учаспя однако не принимаетъ. По пр1езде къ церкви тысяцкй вводитъ жениха, а сваха невесту; невеста нередко должна упираться и плакать—делать видъ, что она противъ своей воли входите въ церковь. По окончанш венчатя все отправляются въ домъ родителей молодаго; отецъ последняго встречаете молодыхъ на пороге съ хлебомъ и солью. При въезде въ погостъ, где находится домъ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz