Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

291 дочерью: оно состоитъ обыкновенно изъ одеяла (рова), постели, подушки, сарафановъ. несколькихъ головъ оленей, 10— 16, смотря по состояшю, и кережи или саней. По оконча- нш отдачи приданаго молодыхъ отводятъ въ амбаръ спать. Черезъ день или два после в1шчальнаго стола молодые должны отправиться къ родителямъ молодой. Придя вътупу, оба новобрачные кланяются въ ноги и молодой говоритъ: „спасибо, мать да отецъ, ро­ дители, за девушку; девушка хорошая.“ Те отвечаютъ: „не осуди-ба; какой взялъ такой и владей.'1 Подарковъ при этомъ молодымъ не дЬлаютъ. Въ Пазрецкомъ погосте обряды при венчанш следующее: после того, какъ ку- черъ обведетъ молодыхъ три раза вокругъ средины избы, совершается благословеше: отцы благословляютъ невестиной иконой, а матери—даютъ благословеше хлебомъ. Затемъ со­ бираются въ церковь. Женихъ и невеста, лучше сказать молодые, не идутъ изъ избы: ихъ начинаютъ тянуть за руки; они сопротивляются и наконецъ ихъ насильно уводятъ изъ тупы. Около кережи происходите тоже; они упираются, ихъ усаживаютъ насильно. В ъ поезде они едутъ последними; родные отецъ и мать новобрачныхъ въ церковь ихъ не сопровогкдаютъ; вместо нихъ венчальный отецъ и венчальная мать, заменяющие со­ бой тысяцкаго и сваху, присутствуютъ въ церкви при венчанш. В ъ церковь, а также и после венчатя изъ церкви, ихъ ведутъ также насильно. Когда они на возвратномъ пу­ ти подъезжаютъ къ своему погосту, все жители выходятъ къ нимъ навстречу, хватаютъ ихъ оленей и подводятъ къ тупе родителей жениха. Въ дверяхъ надъ молодыми дер- жатъ хлебъ и потомъ имъ благословляютъ ихъ; после благословешя хлебомъ следуетъ благословеше иконой. Угощешя не бываете въ этотъ день: его откладываютъ до следую­ щая дня, когда всемъ гостямъ даютъ водки, рюмки по три, но четыре. Молодые во время угощешя сидятъ у дверей и закрыты: такъ они должныпросидеть въ продолженш трехъ сутокъ. На второй или третМ день после венчатя устраивается сборъ на чарку, церки т/ддитв. Кучеръ обходите все тупы съ приглашешемъ отъ новобрачныхъ: „Князь молодой приказалъ кланяться, говоритъ онъ приглашаемым^ просилъ хлеба-соли кушать, вечеринки посидеть, молоденьки посмотреть, не гордись, подлегчись—приди посмотреть. “ Когда гости соберутся кучеръ обноситъ всехъ водкой, два раза, затемъ передаетъ под- носъ молодой, которая, сопровождаемая мужемъ, обходитъ всехъ присутствующихъ, угощая ихъ водкой. Присутствующее кладутъ имъ деньги, либо символичесгая изображешя оленей. После сбора угощаютъ еще разъ всехъ присутствующихъ виномъ, после чего пирше­ ство кончается. Иногда сборъ на чарку производится и черезъ полгода после венчатя. На Нотозере, въ Сонгелахъ и Бабенге венчате сопровоядается следующими обря­ дами: въ день венчатя тысяцкй привозите къ дому невесты кережу, въ которой она и должна ехать въ церковь. Невеста одета обыкновенно въ белую юпу и белые каньги. Когда невеста усядется въ кережу, все однопогощане поднимаютъ шумъ, стреляютъ изъ ружей, кричать, быотъ палками о посуду и съ крикомъ и шумомъ провожаютъ невесту за пределы погоста. Родня ея въ шумЬ учаспя однако не принимаетъ. По пр1езде къ церкви тысяцкй вводитъ жениха, а сваха невесту; невеста нередко должна упираться и плакать—делать видъ, что она противъ своей воли входите въ церковь. По окончанш венчатя все отправляются въ домъ родителей молодаго; отецъ последняго встречаете молодыхъ на пороге съ хлебомъ и солью. При въезде въ погостъ, где находится домъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz