Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

что обе брачушдяся стороны какъ бы обязуются съ этого момента вести совместную, неразлучную жизнь—такъ и въ лопарскихъ аналогичныхъ обрядахъ лежитъ та-же основ­ ная мысль. Естественно поэтому, что именно после совертешя этихъ символическихъ действй бракъ считается заключепнымъ и женихъ получаетъ нрава мужа. После того, какъ заключенъ бракъ, остается, по понятаямъ лоиарей, еще венчаше; въ настоящее время, какъ я говорилъ уже, срокъ, протекаюшдй между свадьбойивенча- шемъ, все более сокращается и редко между темъ и другимъ приходитъ более одной— двухъ недель. По ирошествш срока едутъ венчаться. Обряды, сопровождающее венча- Hie, также разнятся по погостамъ, какъ сватовство и свадьба. На Ловозере, когда приходилось ехать венчаться въ Колу, поездъ располагался следующимъ образомъ. Впереди ехалъ нойда. Присутсттае его считалось и считается необходимымъ на свадьбе, чтобы онъ могъ отогнать и дурной глазъ и злаго человека сделать безсильнымъ при помощи своихъ чаръ. За нойдой ехали, сидя въ одной кереже, молодые; сани ихъ были запряжены двумя оленями, украшенными разноцветнымъ сук- номъ на голове и животе. За ними располагались родственники молодой, причемъ впе­ реди ехала мать молодой; отецъ чаще оставался- дома; редко принимали участо въ этой поездке тысяцкй и дружки. За родней молодой ехали родственники новобрачнаго. Къ оленямъ, кто могъ, привептивалъ колокольчики. Молодая была одета въ свое обыкновен­ ное зимнее платье; если-же венчаше происходило летомъ, то она надевала новый сара- фанъ. Пр1ехавъ въ Колу, весь поездъ останавливался у „хозяевъ‘:, т. е. техъ колянъ, которые вели свои торговый дела съ пр1ехавшими лопарями. Тамъ отдыхали день, ко­ торый посвящался между прочимъ обсуждений со священникомъ вопроса, можно ли имъ венчаться и на уговоръ о плате за венчаше. На следующй день шли венчаться, при­ чемъ отецъ новобрачнаго и мать новобрачной должны были необходимо присутствовать въ церкви. Во время венчашя, после обхода вокругъ аналоя, какая нибудь изъ замуж- нихъ родственницъ молодой надевала на нее женсгай головной уборъ (шамширъ); по окончанш венчатя молодую покрывали платкомъ. Празднества въ Коле не делалось; возвратясь изъ церкви, пили вино и на следующй день уезжали въ Ловозеро. Около погоста ихъ встречали все жители погоста съ крикомъ и стрельбой изъ рулсей. Сре­ ди сопровождавшей такимъ образомъ толпы поездъ подвигался къ дому родителей мо- лодаго. Отецъ его раньше выходилъ изъ саней, входилъ въ домъ и возвращался отту­ да, держа въ рукахъ икону и черный хлебъ; на улице онъ благословлялъ молодыхъ, после чего все входили въ тупу; тамъ устраивался пиръ, который приготавливали тысяцкй и дружки. Молодой самъ ходитъ приглашать всехъ въ погосте, кланяясь и говоря: ,,приходите невесту посмотреть.“ Во время пиршества молодые стоятъ у стола, за которымъ гости и родные пируютъ и угощаютъ: сами они не принимаютъ учаспя въ еде: „кушайте, званые гости, кушайте", безпрестанно повторяютъ они. За пиршествомъ поютъ также песни иногда лопарсгая, которыя содержатъ въ себе либо разсказы о свадь- бахъ другихъ лицъ, либо онисываютъ эпизоды даннаго брака; чаще однако поютъ рус- сгая песни: „только языкъ плохо ворочается.“ При окончанш пиршества молодые обно- сятъ присутствующихъ водкой и имъ опять кладутъ въ рюмку кто денегъ, кто оленей. Когда пиръ кончается, родители молодой объявляютъ, какое приданое они даютъ за своей

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz