Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

289 бракъ, но затемъ следуетъ ц'Ьлый рядъ д'Ьйсттой—живыхъ воспоминатй эпохи похищешя невестъ. Женихъ, или лучше сказать молодой, долженъ увезти свою невесту къ себе, какъ и на Ловозер'Ь. Но въ то время, какъ тамъ это делается довольно спокойно, зд'Ьсь совершается следующее: пока нев'Ьсту од'Ьваютъ, она бьется, кричитъ, бегаетъ но туп’Ь; всЬ родственники ;кениха гонятся за ней, ловятъ ее и привязываютъ къ столбу. Затемъ, когда кережи для отъ'Ьзжающихъ готовы, ее выносятъ, кладутъ въ кережу, нривязы- ваютъ къ ней и накрываютъ молодую м’Ьхами и од'Ьялами; мужчины кричатъ и стре- ляютъ въ воздухъ. Среди этого шума и крика двигается по'Ьздъ къ дому или погосту, гд'Ь живетъ семья жениха. Въ этой последней части свадебнаго ритуала, такъ живо про­ изводящей подробности похигцешя нев’Ьсты, мы видимъ какъ-бы воспроизведете словъ Ка­ левалы, гд’Ь описывается похищете Леминкейненомъ д’Ьвицы Килликки „цвета прослав- леннаго Саари“ . Удалецъ, цветупцй жизныо Къ нимъ (играющимъ на лужайке де- вушкамъ) подъЬхалъ Леминкейненъ, На жеребчике онъ въехалъ, На отборнейшей лошадке, Въ середину самой пляски Въ хороводъ девицъ прекрасныхъ. Онъ схватилъ Килликки въ еани, 13росилъ девку на сиденье, Обвязалъ ремнями быстро, Скоро вяя{етъ перевязкой. Когда npiesa;aiorb къ туне жениха, съ невестой сразу начинаютъ все обходиться ласково. Сделавшись женой, она принимается сейчасъ-же за работу и считается хозяйкой, начиная съ того момента, когда она вступаетъ въ тупу молодаго. Иногда, въ техъ-же м’Ьстностяхъ, свадьба совнадаетъ съ рукобдтьемъ: именно обряды „св'Ьчетя свечей1 и „смотр’Ьнья1 заключаютъ свадьбу. В ъ этнхъ посдеднихъ обрядахъ мы видимъ главный, заключительный моментъ въ кормденш невесты женихомъ и въ совместномъ выпиванш водки изъ одной рюмки. В ъ настоящее время обрядъ „смотр'Ьнья1 совершается обыкновенно либо накануне венчав1я, либо за несколько дней до него. Но въ прежнш времена, по словамъ лопарей, между темъ и другимъ проте- калъ подчасъ довольно значительный промежутокъ времени, иногда и несколько ме­ сяцевъ. В ъ томъ факте, что заключительнымъ момеитомъ лопарской свадьбы является под­ часъ сидете жениха и невесты подъ однимъ платкомъ, совместное питье водки и корм- лете нев'Ьсты женихомъ, сл'Ьдуетъ видеть символичесгая действ1я, которыми вообще такъ богаты обряды народовъ, находящихся на низкомъ уровне развитая. Подобно тому какъ встречавшееся у многихъ другихъ народовъ совместное сидеше обеихъ брачущихся на шкуре жертвеннаго животнаго, или совместное едете хлеба символически доказывало, Онъ коня кнутомъ ударилъ, Хлопнулъ онъ ремнемъ сильнее, Съ быстротой оттуда скачетъ"—и несколь­ кодальше, где Леминкейненъговоритъ: „....Что я лучшую изъ всехъ нихъ Взялъ къ себе на коврикъ въ сани Бросилъ внизъ ее, подъ полость, Подъ меха швырнулъ поспепшо. Отплатилъ я за насмешки За хихиканье девичье0, г) V Калевала; руна 11-я, пер. Л. Б^льскаго. 37

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz