Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
покоили1. Притедппе уходятъ ва улипу и тамъ вываливаются въ entry; затемъ снова приходятъ въ туну и говорятъ: „давайте м'Ьсто; на улиц'Ь погода (т. е. буря), мы едва не замерзли1. „Что намъ за Д'Ьло, отвечаютъ родственники певЬсты, подите еще похо дите1, при этомъ схватываютъ одну изъ родственницъ жениха и оставляютъ ее при себе. Остальные снова уходятъ и черезъ нисколько времени снова входятъ въ тупу и гово рятъ: „давайте м'Ьсто, на улиц'Ь мы совсЬмъ можемъ замерзнуть. Отдайте вамъ и лю дей нашихъ: мы ихъ выкунимъ“ ; при этомъ лицамъ, схватившимъ родственника и род ственницу жениха, даютъ нисколько коп'Ьекъ; п.тЬнниковъ возвращаютъ имъ и родствен ники жениха сирашпваютъ у нихъ, какъ съ ними обходились. Те отв'Ьчаютъ, что хоро шо. Посл'Ь этого они обращаются къ родственникамъ невесты съ следукнцимъ предло- жен!емъ: „у насъ есть купецъ— а у васъ есть птица: продайте ее намъ“ . Следуетъ за метить, что въ третй разъ въ тупу входитъ и женихъ съ кучеромъ, который его сто- рожилъ. Въ то время, какъ все садятся, овъ стоитъ и кучеръ его держитъ на кушаке. Невеста въ это время лежитъ въ углу; у ней въ ногахъ сидитъ ея крестная мать; оне притворяются спящими и обе накрыты болыпимъ платкомъ. Кучеръ иодходитъ къ нимъ съ женихомъ и начинаетъ ихъ будить следующей речью: „встань отъ великаго сна, поднимай черныя брови, отвори ясныя очи“ , въ то я;е время онъ ударяетъ крестную мать невгЬсты по спине. На первое обращенхе та ничего не отвечаетъ и продолжаетъ притворяться сиящей: Кучеръ повторяетъ свои слова; после этого крестная мать невесты поднимаешь платокъ и говоритъ: „что вы безпокоите насъ, не даете спать1 и опять зак рывшись платкомъ притворяется спящей. Кучеръ будитъ ее въ третй разъ теми же словами; крестная мать невесты после этого открывается и говоритъ: „Пришли съ куп- цомъ и хвалите его, да и у насъ птица хороша; (она въ это время гладитъ невесту по рукамъ и голове) а каковъ -то у васъ купецъ1? Кучеръ выхваливаетъ жениха: го воритъ, что онъ богатъ и не знаетъ и счета деньгамъ. После этого крестная мать про- ситъ у него денегъ, заявляя, чго безъ денегъ она не отдастъ невесты. Получивъ отъ кучера рубль, она открываетъ невесту и становится впереди ея; такимъ образомъ же нихъ отделяется отъ невесты своимъ кучеромъ и ея крестной матерью. Оставшись на своемъ м'Ьсте. онъ долженъ поймать нев’Ьсту; два раза онъ ее схватываетъ; въ трепй, взявъ за руку, притягиваетъ ее къ себе и становится около нея. После этого всгЬ род ственники жениха садятся за столъ и начинается угощете, после котораго жениха и невесту кучеръ обводитъ три раза вокругъ середины избы. Этимъ кончается свадьба, после чего следуетъ благословеше и венчаше. На Нотозере, въ Сонгелахъ и БабенгЬ свадьба совершается следующимъ обра зомъ: въ назначенный для свадьбы день пр1езжаютъ женихъ съ своей родней; жениха не пускаютъ въ туну; онъ бгЬжитъ—его выгоняютъ на улицу и тамъ вываливаютъ его въ снегу. Женихъ, указывая на непогоду, на волковъ, которые его цресл'Ьдуютъ, проситъ позволен1я войти; ему отказываютъ до трехъ разъ. Наконецъ, женихъ объявляетъ что ему грозитъ смерть если онъ останется еще дольше на улице и ему разрешаютъ оставаться въ туие. После этого начинается пиршество, во время котораго какъ и на Ловозере делаютъ подарки брачущимся. По окончанш обеда женихъ срываетъ платокъ съ неве сты, которымъ она была до той минуты закрыта. Этимъ, собственно говоря, заключается
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz