Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

ка“ . Женихъ говоритъ матери: „Спасибо, не покину ее, будемъ съ ней вместе хя'Ьбъ есть". Съ отцомъ прощаются просто словами: „прощай айчъ (отецъ)". Приносятъ вино: женихъ и пев'Ьста обносятъ всехъ нрисутствующихъ родственниковъ; т'Ь пыотъ и затемъ кладутъ въ рюмку либо денегъ, либо изображеше изъ хлеба оленя; сколько кто положитъ такихъ изображены оленей— столько онъ долженъ подарить брачущимся. В ъ это время и тысящйй даритъ свах’Ь платокъ. Посл'Ь стола брачупцеся считаются уже молодыми, и женихъ по окончанш прощанья уводитъ невесту вместе съ дружками къ себе домой. Родители молодаго встречаюсь его на пороге своей тупы и благословляютъ обеихъ одной иконой и хл'ббомъ; молодые кланяются родителямъ три раза въ ноги. Отецъ говоритъ, обращаясь къ молодымъ: „гкивите на здоровье, живите въ мир'Ь, слушайте другъ друга — не грешите". Посл'Ь этого следуетъ ужинъ, не отличающийся нич'Ьмъ отъ обыкновеннаго будвичнаго. Родители угощаютъ молодыхъ: „кушай, невестушка, кушай: не осуди— боль­ ше гЬды хорошей н'Ьтъ: что Богъ послалъ, то и ешь". Посл'Ь ужина молодые ложаться вм'Ьст'Ь спать. До в'Ьнчатя, до котораго въ недавнее еще время проходило подчасъ ни­ сколько месяцевъ, молодая живетъ въ домЬ на правахъ хозяйки и работаетъ какъ и проч!я женщины въ дом-Ь. Вглядываясь въ свадебные обряды ловозерскихъ лопарей, нельзя не придти къ за­ ключение, что самый ваяшый моментъ въ свадьба это поимка уточки; столъ есть лишь продолжение обряда, откладываемый лишь для удобства на сл'Ьдующш день. Заключитель­ ный моментъ, следовательно, необходимо видеть для лопарей Кильдинскаго погоста въ покрыли жениха и нев'Ьсты однимъ платкомъ, для Ловозерскаго погоста совместное си- деше посл'Ь поимки уточки. Но если въ этихъ обрядахъ мы находимъ уже сильныя вос- номинашя объ эпохе похищетя невестъ и затемъ о выкупе за нея, то въ другихъ по­ гостахъ это воспоминаше еще сильнее. Въ Пазреке свадьба соединяется съ венчашемъ; въ то время какъ въ другихъ м’Ьстахъ она празднуется за несколько дней до венчашя или, по крайней мере, накануне его, въ Пазрецкомъ погосте она совершается въ тотъ же день и предшествуетъ непо­ средственно венчанпо. Утромъ родные жениха собираются къ нему; родные невесты схо­ дятся въ ея доме. Дружки, называемые здесь кучерами, сходятся также въ доме жениха. Когда все соберутся, посылаютъ одного кучера въ домъ невесты узнать, готово-ли тамъ все; обыкновенно посланный возвращается съ извеейемъ, что уже все готово ( кирга- намд). После этого все, кром’Ь самаго жениха, отправляются въ домъ нев'Ьсты. Одинъ изъ кучеровъ остается съ женихомъ сторожить его. У дверей дома родителей нев'Ьсты ихъ встречаютъ три парня и загорагкиваютъ имъ входъ, имъ говорятъ резко: „убирай­ тесь прочь! пропустите, не безъ дела я;е мы пришли". Но парни стоятъ на своемъ и не пускаютъ, требуя выкупа. Имъ даютъ хлеба, сала, калачей и просятъ пропустить; но это не помогаетъ,.они задерживаютъ ноездъ до техъ норъ, пока имъ не дадутъ де­ негъ (несколько копеекъ). По вход-Ь въ туну все кладутъ несколько поклоновъ передъ иконами и просятъ, чтобы имъ дали какое-нибудь место, чтобы сесть. Родственники не­ весты резко отвечаютъ имъ на это: „теперь не время сидеть—не готовы," и въ это время схватываютъ одного изъ родственниковъ жениха и берутъ его къ себе, въ каче­ стве заложника, а остальнымъ говорятъ: „подите прочь, мы не поспели—зачемъ без-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz