Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
286 Нельзя-ли ее выкупить, и мы даемъ выкупъ, сколько вы попросите‘£. Сватъ сказываетъ выкупъ въ несколько сотень рублей и старшй дружко, аа каждую сотню илатитъ ему по рублю. Получивъ деньги сватъ говоритъ: „у меня языкъ кривится—нужно его по править*. Для поправки языка, старшй дружко даетъ ему водки со словами: „поправь свой языкъ, и говори съ нами съ добрыми молодцами, съ заморскими купцами*. После этого сватъ, указывая на одну изъ самыхъ близкихъ родственницъ невесты (иногда и сваху), говоритъ: „вотъ у ней ваша уточка-золотыя перышки*. По'Ьздъ направляется прежнимъ порядком, къ ней; та притворяется также спящей. Ее будятъ молитвой; про снувшись, она говоритъ: „что вы за люди, и кто вы тагае и зачФ>мъ вы пришли?-—не даете ночью покоя". Старппй дружко отвечаетъ: „мы заморсме купцы; стоялъ корабль въ гавани* и пр. даетъ ей водки, после чего она говоритъ: „вотъ здесь уточка— зо- лотыя перышки—только у ней есть маленьгая лапки". „А у нашего сокола, отв'Ьчаетъ старшй дружко, очень острые когти: покажите уточку—онъ ее поймаетъ*. Невесту по крытую платкомъ выдвигаютъ впередъ; женихъ ее ловить, стараясь схватить ее за кон- чикъ пальцевъ; эта ловля повторяется три раза. Поймавъ невесту въ третй разъ, онъ сажаетъ ее на постель и вместе покрываются платкомъ, только не темъ, которымъ была покрыта невеста: самъ женихъ привозитъ этотъ платокъ и покрываетъ имъ и невесту и себя. Въ это время присутствующее начинаютъ плясать. Часа черезъ два молодые, такъ какъ они таковыми считаются, съ момента покрьтя однимъ платкомъ, открываются и принимаютъ учаспе въ общей пляске. Съ того момента, какъ женихъ поймалъ уточку, начинается угощеше водкой, рыбой, пирогами и т. и. Во время сватовства, когда совер шается рукобитье— также „играютъ* уточку въ Кильдинскомъ погосте; ритуалъ совер шенно тотъ-же, только женихъ не принимаетъ въ немъ учаспя: онъ остается все время вне тупы. Когда дружки выкупятъ вышеозначеннымъ способомъ уточку, старшй дружко впускаетъ жениха, который и ловитъ ее. После этого начинается разговоръ о прида- номъ; жениха затемъ сажаютъ рядомъ съ невестой на почетное место и дружки под носятъ имъ рюмку водки, и прежде чемъ они принимаются пить, говорятъ имъ: „поду майте хорошенько". Если женихъ и невеста отопыотъ вместе изъ рюмки, дело считается уже окончательно решеннымъ. Въ Кильдинскомъ погосте выкупомъ уточки и ловлей ея заключается свадьба, женихъ можетъ вступить въ свои супружесия права после этого. На Ловозере за уточ кой, которая хотя и не въ такомъ полномъ виде играется на смотренье, следуетъ еще такъ называемый столъ. Этотъ пиръ даетъ въ доме невесты женихъ на свой счетъ. Когда гости все соберутся, женихъ вместе съ невестой исполняютъ роль хозяевъ и уго- щаютъ всехъ: кланяются передъ каждымъ гостемъ и говорятъ: „кушай на здоровье*. Невеста все еще закрыта платкомъ. Когда всехъ обошли сч, угощетемъ, женихъ са дится съ невестой за столъ; около жениха садится тысяцкй, около невесты сваха; по прошествм некотораго времени начинается прощанье. Мать невесты обращаясь къ же ниху и къ невесте начинаетъ петь следующее причиташе: „Куда ты уходишь, какъ я буду безъ тебя жить, какъ будешь бывать, какъ проживать, какъ наживать деньги? By. дешь-ли мужа любить? Будешь-ли жену любить? Не покинь, не оставь, живите хоро шенько, не обижай мою дочку"! Невеста въ ответч, на это говоритъ: „прощай матуш
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz