Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
23 речки, вытекающей изъ озера, ему удалось найти обломки глиняной посуды и кремешки, обделанные рукой человека. Отсюда можно придти къ заключенно, нишетъ И. С. Поля- ковъ, что обломки глиняной посуды и кремни принадлежали тому народу, на который указываете Лазарь *). Если эти остатки принадлежать действительно лопарямъ, а не дру- симъ племенамъ, о которыхъ также упоминаете Лазарь, то следуете придти къ заклю ченно, что лопари, сравнительно поздно познакомились съ унотреблешемъ металловъ, или что унотреблеше металловъ не успело еще въ то время, къ которому следуете отнести находимыя каменныя оруд 1 я, вытеснить употреблеше каменныхъ орудй: вотъ все, что можно сказать о древней культуре русскихъ лопарей. Этимъ, я думаю, можно кончить очеркъ перваго перюда жизни лопарей, нерюдъ предшествовавши покоренш ихъ скандинавами и русскими насельниками. Что касается втораго перюда исторш лопарскаго племени следуете заметить, что сведешя, относянцяся къ нему не сразу иерестуиаютъ иорогъ сказочнаго эпоса, что не сразу истор 1 я лопарей этой эпохи становится достоверной, Рядъ сказочныхъ нредашй, иоэтическихъ арабесокъ украшаете бывшш въ действительности фактъ и заставляете подчасъ недоумевать, где нужно провести грань между поэтическимъ творчествомъ певца и действительностью. Лишь после долгихъ сумерокъ, въ неясномъ свете которыхъ сливаются все факты въ неопределенныя очерташя, извеспя мало по налу освобоядаются отъ иоэтическихъ изме- нешй и входятъ въ перюдъ документальной исторш. Этотъ нерюдъ сумерокъ историче- скихъ продолжается одинаково какъ для скандинавской, такъ и для русской Лапландш до XV I в. Подпавъ подъ в.шше трехъ народовъ: шведовъ, норвежцевъ и русскихъ, лопари разделились на три группы, изъ которыхъ каждая вела особую жизнь, имела свою, совершенно, или почти совершенно обособленную отъ другихъ группъ, историческую яшзнь. Если и были враждебный столкновешя одной группы лопарей съ другой, то оне случа лись лишь редко и во всякомъ случае нисколько не отражались на внутреннемъ быте другъ друга. Вооружепныя-же столкновешя соседнихъ, подчинившихъ себе лопарей на родовъ'. русскихъ, шведовъ и норвежцевъ другъ съ другомъ не оказывали почти никакого вл1яшя на лопарей: лишь некоторый области Лапландш, составлявппя спорные участки между соседними государствами, переходили изъ рукъ въ руки и оставались сравнительно недолго подъ властью победившихъ. Если-же и были более обширные захваты въ райо- нахъ владешя другъ друга, то победители либо ограничивались набегомъ и грабе- жемъ, либо если и укреплялись въ своихъ новыхъ владешяхъ, то не могли долго въ нихъ удержаться. Естественно, что въ этихъ случаяхъ они не могли оказывать никакого куль- турнаго влшшя на лопарей. Вотъ почему принимая разделение лопарей на группы: нор вежскую, шведскую и русскую въ этнографическомъ смысле, мы можемъ смело разделить и исторш каждой изъ этихъ группъ другъ отъ друга. Имея въ виду представить лишь кратюй очеркъ исторш лопарей, а не исторпо Лапландш, я остановлюсь лишь на исторш подчинешя каждой изъ иоименованныхъ трехъ группъ своимъ соседямъ и на техъ фактахъ, которые имели более или менее сильное 1) 3. И. Р. Г. О. IX, стр. 52.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz