Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).

23 речки, вытекающей изъ озера, ему удалось найти обломки глиняной посуды и кремешки, обделанные рукой человека. Отсюда можно придти къ заключенно, нишетъ И. С. Поля- ковъ, что обломки глиняной посуды и кремни принадлежали тому народу, на который указываете Лазарь *). Если эти остатки принадлежать действительно лопарямъ, а не дру- симъ племенамъ, о которыхъ также упоминаете Лазарь, то следуете придти къ заклю­ ченно, что лопари, сравнительно поздно познакомились съ унотреблешемъ металловъ, или что унотреблеше металловъ не успело еще въ то время, къ которому следуете отнести находимыя каменныя оруд 1 я, вытеснить употреблеше каменныхъ орудй: вотъ все, что можно сказать о древней культуре русскихъ лопарей. Этимъ, я думаю, можно кончить очеркъ перваго перюда жизни лопарей, нерюдъ предшествовавши покоренш ихъ скандинавами и русскими насельниками. Что касается втораго перюда исторш лопарскаго племени следуете заметить, что сведешя, относянцяся къ нему не сразу иерестуиаютъ иорогъ сказочнаго эпоса, что не сразу истор 1 я лопарей этой эпохи становится достоверной, Рядъ сказочныхъ нредашй, иоэтическихъ арабесокъ украшаете бывшш въ действительности фактъ и заставляете подчасъ недоумевать, где нужно провести грань между поэтическимъ творчествомъ певца и действительностью. Лишь после долгихъ сумерокъ, въ неясномъ свете которыхъ сливаются все факты въ неопределенныя очерташя, извеспя мало по налу освобоядаются отъ иоэтическихъ изме- нешй и входятъ въ перюдъ документальной исторш. Этотъ нерюдъ сумерокъ историче- скихъ продолжается одинаково какъ для скандинавской, такъ и для русской Лапландш до XV I в. Подпавъ подъ в.шше трехъ народовъ: шведовъ, норвежцевъ и русскихъ, лопари разделились на три группы, изъ которыхъ каждая вела особую жизнь, имела свою, совершенно, или почти совершенно обособленную отъ другихъ группъ, историческую яшзнь. Если и были враждебный столкновешя одной группы лопарей съ другой, то оне случа­ лись лишь редко и во всякомъ случае нисколько не отражались на внутреннемъ быте другъ друга. Вооружепныя-же столкновешя соседнихъ, подчинившихъ себе лопарей на­ родовъ'. русскихъ, шведовъ и норвежцевъ другъ съ другомъ не оказывали почти никакого вл1яшя на лопарей: лишь некоторый области Лапландш, составлявппя спорные участки между соседними государствами, переходили изъ рукъ въ руки и оставались сравнительно недолго подъ властью победившихъ. Если-же и были более обширные захваты въ райо- нахъ владешя другъ друга, то победители либо ограничивались набегомъ и грабе- жемъ, либо если и укреплялись въ своихъ новыхъ владешяхъ, то не могли долго въ нихъ удержаться. Естественно, что въ этихъ случаяхъ они не могли оказывать никакого куль- турнаго влшшя на лопарей. Вотъ почему принимая разделение лопарей на группы: нор­ вежскую, шведскую и русскую въ этнографическомъ смысле, мы можемъ смело разделить и исторш каждой изъ этихъ группъ другъ отъ друга. Имея въ виду представить лишь кратюй очеркъ исторш лопарей, а не исторпо Лапландш, я остановлюсь лишь на исторш подчинешя каждой изъ иоименованныхъ трехъ группъ своимъ соседямъ и на техъ фактахъ, которые имели более или менее сильное 1) 3. И. Р. Г. О. IX, стр. 52.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz