Харузин, Николай Николаевич. Русские лопари : (очерки прошлого и современного быта) / Николай Харузин. – Москва : Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. – 472 с., [4] л. ил., [1] л. карт. – (Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии, этнографии, состоящего при Императорском Московском университете ; т. 66. Труды этнографического отдела ; т. 10).
жаевъ“ ) для себя. Родители ея въ свою очередь заботятся объ угощенш, заготавливаютъ припасы и вино въ возможно болыномъ количеств^. В ъ условленные дни нроисходятъ свадьба и венчате. Руссгае лопари р'Ьзко отличаютъ одно отъ другаго: венчате, какъ необходимое услов1е свадебнаго ритуала, стало входить лишь съ техъ норъ, какъ внутри страны увеличилось число церквей; до того времени между свадьбой и в’Ьнчатемъ прохо дило много времени, иногда годъ, иногда даже и больше: это обч>яснялось отдаленностью погостовъ отъ Колы (Ловозерсий погостъ напр, отстоитъ отъ Колы на разстоянш около 240 верстъ) и т'Ьмъ, что лопари не придавали в'Ьнчанио почти никакого значетя. В ъ на стоящее время, когда церквей внутри страны стало больше, древняя свадьба нисколько не утратила своего характера: она совершается до венчатя и въ н'Ькоторыхъ местностяхъ влечетъ за собой и теперь все последствия брака. В ъ свадебномъ ритуале мы также, какъ и въ сватовстве не встр’Ьчаемъ одно- o6pasifl и поэтому изложу и его по погостамъ, въ томъ порядке, какъ и сватовство. В ъ Ловозерскомъ погосте свадебный ритуалъ состоитъ изъ двухъ частей: смот- ренья, по-лопарски нэхча-выпка, и стола. Смотренье происходитъ всегда накануне стола такъ, что второй есть лишь продолжете перваго. Прежде всего собираютъ гостей со всего погоста на пиръ въ домъ родителей невесты. Обязанность приглашать лежитъ на самомъ женихе и на дружкахъ (,,дружьякъ“). Прежде всего дружки идутъ въ домъ жениха звать его самого и родителей на смотренье; когда они входятъ въ тупу, женихъ гово ритъ имъ: „милости просимъ-ба, садись-ба, хвастай-ба,“ Дружки садятся и начинаютъ советоваться „какъ столъ собрать, какъ свадебничать." Зат'Ьмъ когда вопросъ объ устрой, стве стола решенъ, отправляются по погосту приглашать; приглашешя удостаиваются лишь богатые—бедныхъ не зовутъ: имъ предоставляется право всходить на крышу тупы, где пируютъ и спускать во внутрь ея, черезъ трубу отъ комелька свои котлы, куда имъ и кладутъ мясо и водки. После того, какъ приглашешя окончены! женихъ отправляется въ домъ нев'Ьсты одинъ. Когда онъ прнходитъ, мать невесты говоритъ ему; „я въ польке девку качала: у меня кол'Ьни болятъ-надо полечить. “ Женихъ даетъ ей рублей 10—15 и больше, смотря по своему состоянпо. Отецъ невесты после этого заявляетъ жениху; „я старъ сталъ—денегъ доставать больше не могу; малолетнюю девку кормилъ, а теперь стар'ъ сталъ, глаза болятъ, хл'Ьба доставать не могу.1 Женихъ даетъ ему, по крайней мере, два серебрянныхъ рубля, которые онъ прикладываетъ къ глазамъ старика; если же нихъ богатъ, онъ кроме этого еще даетъ ему денегъ; кроме того онъ поитъ отца не весты водкой. Посл'Ь этого женихъ получаетъ право сид’Ьть около нев'Ьсты: онъ садится съ ней рядомъ, не снимая шапки, на почетномъ месте; невеста-же сидитъ съ лицомъ, покрытымъ платкомъ. В ъ это время входятъ дружки и приносятч> подарки невесте обык новенно илатокъ. По врученш подарковч> начинается обрядъ хоронетя нев'Ьсты. Жениха на время удаляютъ изъ тупы, а невесту прячутъ среди толпы; затемъ вводятъ жениха и онъ долженъ искать свою нев'Ьсту-уточку. Обращаясь къ отцу нев'Ьсты, онъ говоритъ: „покажи мне уточку, красива-ли она или н'Ьтъ? Можно-ли стрелять уточку, можно-ли за-мужч. взять? “ Отецч. отвечаетъ „можно1. Посл'Ь этого женихъ ловитъ невесту, пока зываетъ ее изъ дверей дружкамъ, которыя берутъ ее за руки и приводятъ къ жениху. Этимъ собственно говоря кончается смотр’Ьнье, иначе называемое „уточкой*1.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz